Информационная анархия
Информационная анархия и информационная олигархия - будут ли в этом противостоянии победители? Много лет силы накапливала информационная олигархия, у нее были для этого все возможности - научные разработки, анализы, аналитика, тестовые варианты развития и пр. Но с помощью Интернета информационная анархия выплеснулась из кухонных застенков и растеклась социальными сетями и самопальными сайтами. Сегодня мы с вами принимаем или имеем возможность принять участие в этом противостоянии кланов.
В 1999-м году блоггеров еще не было - сегодняшних активистов этого движения можно было встретить на конференциях, за письменными столами в офисах, с рюмкой горячительного на открытиях выставок и перформансах. То есть нужно было не только знать места, но еще пароли и явки. И уметь не только попасть на тусовку, но и вписаться в нее.
В 2009-м - местом встречи стал Интернет, точнее его интерактивная часть - социальные сети, где за светлым ликом юзерпика «скрывается» искомый желанный персонаж. Знать и уметь себя подать, чтобы с тобой было интересно познакомиться, стало уже необязательным. Хотя и желательным.
В 1999-м удаленность или приближенность любого технолога, в том числе и политтехнолога к объекту приложения технологий имела существенное значение. От этого зависела степень посвященности, степень финансирования и степень доверия.
В 2009-м анонимность авторов не имеет значения, банковские счета и коды ведь тоже анонимны. Может быть, это апробирование ноу-хау - утечка информации непредсказуема, она не просчитывается, что есть некое новое условие игры с информацией.
В 1999-м информационные игровые поля рисовали медиа-держатели. Они же выставляли цены. Это был бизнес.
В 2009-м самые крупные информационные войны разыгрываются инкогнито и удаленно. Информация подается частями, заставляя реальные медиа-холдинги и пресс-сегменты выставлять ответный ход, исходя из песчаной карты Интернета. Уже не они диктуют условия и правила игры. Они только отряхиваются и пытаются огрызнуться. Бизнес утекает сквозь пальцы олигархата - ежедневно закрываются СМИ, идет сокращение рабочих мест журналистов и фотокорров, меняются владельцы-издатели. Блоггеры растащили «известность и популярность вскормивших их СМИ» по своим норкам-блогам под свое имя.
В 1999-м, насколько я помню, - даже для вымышленной информации требовалась красивая обертка.
В 2009-м - требуется n-ное количество посетителей блога или сайта.
Почему я затеяла этот разговор в 2009-м? Во-первых, прошло десять лет. Во-вторых, спустя это самое десятилетие, вернулись старые методы в новом исполнении. Это подросшие представители «поколения икс» не помнят себя десять лет назад, а старые волки еще зализывают шрамы, полученные тогда. Но за десять лет раны затянулись, и хочется снова в бой - профессионала больше всего обижает мнение дилетанта. В информационной анархии сплошные дилетанты. Однако явление приобрело слишком массовый характер.
Я нашла много примеров «де жа вю» в мартовских новостях 2009-го. На пост мэра города Сочи будет баллотироваться Борис Немцов. Старая игра господина Кириенко - безработного и бездомного на тот момент - на пост мэра Москвы? Съесть не съест, но понадкусывает всласть?
Полемика аналитиков «посткризисного синдрома» - «почему мы не идем завоевывать Кремль, ведь скоро опустеют холодильники?» - тоже аналогична 1999-ому, первому году после кризиса.
Частые смены руководящего состава в процессе формирования антикризисной команды под единым управлением Президента пользы не приносят - в бизнес-пространстве смена регионального руководства сказывается отрицательно. Периодически губернаторы и мэры уходят с постов как раз из-за того, что не могут договориться с бизнес-элитой региона. По мнению экспертов, главы Орловской, Воронежской, Псковской областей и Ненецкого автономного округа покинули посты именно по этой причине.
Западные школы политтехнологов и блоггеров в современной обработке также выпустили постаревших на десятилетие юнцов - Григорий Пасько был, казалось, забыт. Но нет - помыли, почистили, показали дипломы. Ему противостоит Маша Сергеева - с шуткой (а шутка ли?) про школу кремлевских государственных блоггеров (диплом КГБ РФ по окончании занятий).
Что такое информационная анархия? Ответ дает поиск по Яндексу: «Информационная анархия - это такая ситуация в русскоязычной информационной среде, когда отсутствуют какие бы то ни было ограничения, защищающие рядового потребителя информации от некачественной продукции.
Информационная анархия нарушает права потребителя, пользуясь приемами манипуляции сознанием, лишая его возможности выбора и побуждая человека занять потребительскую, пользовательскую позицию по отношению к жизни.
Это значит, что кто-то, кому это очень-очень выгодно, скоро сможет управлять - а может уже управляет? - стадом безграмотных и неискушенных баранов. И ответственность за это ляжет на наши плечи, ибо мы, представляя, что происходит, предпочли свысока ухмыляться глупости толпы. Возможно, наши собственные дети и внуки заплатят слишком высокую цену за наше «мудрое» самоотстранение».
Или Антон Носик: «С точки зрения действующей Конституции, анархия и вседозволенность в области высказывания мнений и получения гражданами информации является благом».
Правда, эти цитаты года 2005-го, но тогда никто не обратил на них внимания. И это привело нас к сегодняшнему 2009-ому, когда чаша весов перевесила под гнетом информационной анархии.
И олигархия, и анархия - это две стороны одной медали-приза, имя которой контроль над информацией. Разные средства и подходы, но одна цель - манипуляция пользователем, искажение его картины мира с помощью информации.
Анархисты становятся олигархами, «накручивая» количество посетителей, а олигархи идут в «народ», становясь анархистами, и стряпают блоги, с упоением осваивая «вирусные» технологии. Все это адское варево, проникающее «жалом в наш моск», и есть современная информационная среда.
Не пора ли возвратиться к истокам «русского», вспомнив о правах «маленького человека ХХI века», этом Акакии Акакиевиче современного Интернета? Народ имеет право знать, что есть ложь, а что есть правда, а не жить в мире Матрицы во сне бесконечных анархо-олигархических «подстав», выдаваемых за истину в последней инстанции.
Для этого само Интернет-сообщество должно выработать инструменты отделения лжи от правды, которым можно доверять. На первом этапе, хотя бы для отделения явной лжи от условной правды версий.
И это будет работать эффективнее любых законов о регулировании Интернета. Анархо-олигархическую тусовку с воодушевлением будут гробить те самые пользователи, которым они так усердно промывают мозги. Кто-то первым должен крикнуть: «А король-то голый!». И тот, кто это сделает, покажет выход из коловращения манипулятивной карусели, которая сейчас кажется безнадежно-вечной.
Анна Астахова
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...