Что на самом деле сказал президент на встрече с экологами
Президент Дмитрий Медведев провел встречу с представителями неправительственных экологических организаций. Тем и конкретных проблем обсуждалось очень много: вопросы развития и ужесточения экологического законодательства, работы общественных советов (в обоих случаях глава государства подверг резкой критике главу Минприроды). И пожалуй главным заявлением оказалось то, которое выражало поддержку экологическим усилиям общественности. На эту тему президент, в частности, сказал следующее (цит. По «РИА-Новости»):
"Вы занимаетесь непростой общественной активностью, которая в ряде случаев может вызвать большую головную боль, в ряде случаев происходят (в отношении экологов) и более сложные вещи, которые являются преступлением. (...) Я не хотел бы за этим видеть какой-то заговор, это происходило и в других странах, но у нас в последнее время это получило распространение, которого не было раньше. (....) Люди, которые заинтересованы в лоббировании и проталкивании своих проектов, не стесняются и не боятся принимать такие решения. (...) Это должно быть поводом для самого внимательного отношения правоохранительных органов. (...) Если будет установлена связь любого бизнесмена, даже если он находится в первой десятке "Форбс", связь с такого рода преступлениями, он должен быть показательно наказан. (...) Очень часто вам "пришивают" политику. Я считаю, что это неправильная позиция, власть должна общаться с общественными структурами, даже если они глубоко неприятны по каким-то причинам. (...) Власть должна быть толерантна к любым таким организациям, которые не нарушают закон".
Было уделено немало внимания и конкретным региональным проблемам - например Северо-Кавказского ФО.
Однако из всего сказанного известные политические группы и поддерживающие их СМИ основное внимание уделили лишь вот каким словам, которые немедленно стали снабжаться трактовками, полностью игнорирующими контекст и смысл всего сказанного:
"Я вам прямо, откровенно скажу: я когда это все (строительство трассы чере «Химкинский лес»- ред.) приостановил, я на 90% был уверен, что можно запустить альтернативный сценарий строительства дороги. Я проводил несколько встреч и со своими экспертами, и позвал экспертов-экологов. К сожалению, я убедился в том, что ввиду того, какие решения до этого были приняты, они не катастрофические, они восполнимые с точки зрения экологического ущерба, но изменить их сегодня невозможно. (...) Мы же с вами понимаем, почему эта ситуация вокруг Химкинского леса сложилась. Потому что, скажем прямо, Москва в тот период не дала реализоваться альтернативному сценарию, который был предложен правительством РФ. А Москва сказала "нет". Я сейчас не буду комментировать, почему это было сделано, все вы знаете, почему. Проблема в том, что прошло определенное время, и уже был нанесен довольно существенный ущерб тем насаждениям, которые были. И именно поэтому альтернативный сценарий, к сожалению, не имел особого смысла и особой перспективы. (...) Я считаю, что сегодня таким образом продавливать решение ни государство, ни бизнес не может. Все должно быть гораздо более открыто и существенно лучше просчитано. (...) Сколько у нас таких Химкинских лесов? Тысячи? Об этом и речь. Поэтому, я считаю, что должен быть баланс".
Главной трактовкой не только для некоторых заинтересованных лиц, но и для «серьезных» СМИ фактически стало то, что написали сторонники Евгении Чириковой и политические активисты "несогласных", а именно - вариации на тему "Медведев с нами". То есть с теми, кого президент недвусмысленно указал как тех, с кем ничего общего иметь не может (как и любой ответственный чиновник). А именно с персонами, переводящими экологические проблемы в поле политических игрищ, привлекающими для этого представителей экстремистских организаций; персонами, поджигающими здания администраций и строительную технику на законных стройках и т. д. То есть уж точно не с «лимоновцами» и «чириковцами», которые которые его, президента, публично предали анафеме (кстати вместе с премьером, который не только поддерживает ряд экологических проектов, но и принимал решения по конкретным, широко известным проблемам - переносам трасс трубопроводов из зоны, где они теоретически могли угрожать Байкалу, заповедникам и т. д.).
Президент, и это хорошо видно из его цитированных высказываний и логики действий в целом, высказал поддержку тем, кто пытается законными и этически приемлемыми средствами использовать институты общества не для раскрутки себя любимого в качестве «влиятельного представителя», а для, например, обнародования информации о злоупотреблениях, которые позволяют себе «форбсы», еще не привыкшие, что 90-е годы давно ушли. Таким экологам (защитникам культутрного достоояния и т. д.) действительно нередко вполне криминальными способами пытаются заткнуть рот. И президент прямо заявил, на чьей он стороне, если обнаружится нечто подобное.
С общей логикой деятельности президента (то есть более общим контекстом) тут все тоже ясно. Он последовательно задействует общественные каналы контроля - если угодно, институты гражданского общества. И в этом смысле создание публичных торгов по госзакупкам и задействование возможностей реальных экологов в части контроля за странноватыми решениями чиновников - решения « в одном ключе».
И несколько слов о том, что было сказано (и в чью поддержку) относительно конкретно того же «Химкинского леса». Здесь, как и с изложением сути сказанного на встрече в целом, у отдельных комментаторов обнаруживаются не просто (и не только) неспособность слышать то, что не нравится, но и прямые подлоги.
Высказался ли президент в поддержку соответствующих "околохимкинских" деятелей?
Читаем и видим: президент высказывается в пользу реальной оценки сложившейся ситуации, принятых решений судов, а не тех граждан, которые восторженно рассказывают об очередном сожженном их сотоварищами бульдозере. Далее: президент мягко намекает: «химкинских лесов» тысячи, и что-то тут не вполне доброкачественное (явно целенаправленное привлечение внимания к чьему-то «именному» проекту - выставление его в качестве «главного», «принципиального» и т. д.).
И еще обращаем внимание на то, сколько усилий глава государства приложил, чтобы оставаться политкорректным, описывая причины, по которым экологически более правильный вариант прохождения трассы оказался нереализованным. Что не было сказано, что скрывается, например, за словами «Я сейчас не буду комментировать, почему это было сделано, все вы знаете, почему.»?
Вот здесь как раз и есть прямое высказывание по поводу Чириковой и компании - в вопросе о том, кто виноват в том, что трасса пошла так, а не этак. Трасса сразу не пошла по другому пути, потому что задевала земли, на которых рассчитывала вести застройку «семья» бывшего мэра столицы. Когда в 2008 г. грянул кризис, у «семьи» резко сменились приоритеты - понадобилось быстро превратить земли в деньги для погашения долгов. Купить за «хорошие» деньги не мог никто, кроме государства. Надо было срочно все «переиграть наоборот» с прохождением гострассы. Вот тогда и возник «экологический» проект мэрии, руководить которым был поставлен О. Митволь. И для решения этой задачи Митволем была привлечена Чирикова, даже забросившая ради такого проекта свой строй-лужковский бизнес. Где президент высказался в поддержку действий тогдашнего мэра и его «спецкоманды»? Где в заявлениях президента поддержка «химкинских» действий Лужкова, какими бы резонами они не прикрывались?
То-то и оно...
Редакция
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...