Зачем Путин купил «Ниву»?
Когда премьер говорит о поддержке отечественного автопрома, когда он говорит о покупке «Нивы» - следует понимать, что это все не популистские заявления, а попытка удержать от сильнейшего системного кризиса довольно крупный регион - Самарскую область. Понятное дело, что любые оппоненты власти сейчас получили очередной повод поорать на тему «двадцать с гаком миллиардов выброшено, чтобы вытянуть из долговой ямы производство убитых тазов». Имеет смысл не отвечать на неконструктивный ор - а подумать, почему власть так поступает.
Разложим ситуацию по полочкам.
1. Существующая продукция АвтоВАЗа неконкурентоспособна ни по цене, ни по качеству - а о дизайне мы вообще скромно умолчим.
2. Продукция АвтоВАЗа пользуется спросом внутри страны - в первую очередь в провинции, где довольно проблемно с сервис-центрами - а починить «Жигуль» руками на пару порядков проще, чем, допустим, «Форд».
3. ВАЗовское производство серьезно устарело - а с учетом указанного в первом пункте, простая закупка нового оборудования - выбрасывание денег в черную дыру. Без закупки - завод встанет в ближайшие годы из-за износа.
4. Самарская область - и в первую очередь «парный миллионник» Самара-Тольятти - де-факто завязана на АвтоВАЗ. Остановка производства означает массовую безработицу в регионе - причем не только на заводе, но и в обслуживающей сфере - от кинотеатров до булочных. Фактическое банкротство трехмиллионного региона - серьезнейший удар по социальной стабильности Поволжья.
Продолжать выстраивать «за» и «против» можно и далее. Более того, речь идет не о двадцати с лишним миллиардах - а о существенно большей цифре. Дело в том, что фактическим условием предоставления государственного финансирования Путин назвал обеспечение качества и выпуска новых линеек автомобилей. «Но чтобы привлечь ресурсы для выпуска новых автомобилей, нужно разобраться с имеющимися финансовыми проблемами, с кредитами, которые составляют более 40 млрд рублей, 43-44 млрд. Для этого мы приехали именно к вам, чтобы принять решение, сколько необходимо выделить ВАЗу фактически прямого финансирования, сколько нужно для того, чтобы выйти из той финансовой ситуации, которая сложилась».
Что даст такое серьезное вливание в ближайшей перспективе? Во-первых, гарантию сохранения рабочих мест - и, следовательно, гарантию социальной стабильности в регионе. Во-вторых, возможность серьезной модернизации флагмана отечественного легкового автопрома.
Но все это имеет смысл лишь при условии грамотной ценовой политики руководства АвтоВАЗа - потому что на данный момент цена формируется исключительно по принципам «А чем мы хуже Майбаха?» и «Очень денег надо». А это априори неверно. Даже небольшое повышение отпускных цен на автомобили под благовидным предлогом покрытия инфляции и удорожания импортных комплектующих грозит сейчас очередным падением и без того рухнувших с начала года ВАЗовских продаж.
И купленная Путиным «Нива» ситуацию не спасет. Но при этом следует понимать, что от тех же импортных комплектующих можно спокойно отказаться в пользу отечественных. Не производят? А почему вы об этом молчали до сих пор - ведь это возможность наладить производство - а значит, создать новые рабочие места, что в кризис отнюдь не лишне.
В общем, шанс для автопрома есть. Положа руку на сердце - этот шанс - последний. Дальше отставание по качеству и технологиям станет не просто критическим, а непреодолимым. Для того, чтобы этот шанс использовать - на мой взгляд, совершенно необходим контроль за расходованием предоставляемых предприятиям автопрома средств - контроль на уровне правительства. Со строжайшей отчетностью. Воруют, знаете ли.
Тимофей Шевяков
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...