Об оппозиционерах, ополченцах и лоялистах
События в Кишиневе не нравятся мне не потому, что вообще не люблю всякие «цветные революции». Это, в конце концов, вкусовщина.
И даже не потому, что все это играет явно не в пользу Москвы. Прискорбно, конечно - но авось Воронин справится.
А вот если не справится - будет хуже. И вот почему.
Многим сейчас кажется, что в Молдавии сейчас происходит эдакий рецидив «оранжевой революции» на Украине. Вместо «геть Кучму, бюрократов и уголовников!» теперь как бы предлагается изгнать коммунистов.
Вот только картинка получается какая-то совершенно не киевская. В Киеве люди митинговали себе спокойно, а булыжниками отнюдь не кидались, правительственные здания не жгли.
Кидались и жгли в Бишкеке. Киргизская «революция тюльпанов», март 2005 года.
Закончившаяся погромами, мародерством; были и жертвы. Власть, после краткого периода вакуума, перешла к достаточно случайным людям (в отличие от Украины, «народный протест» окзался здесь во многом стихийным). Даром, что они оказались не самыми скверными правителями - но это уже другой вопрос.
В Кишиневе кидают булыжники и жгут здания уже сейчас; пресса сообщает о появлении первых жертв. Централизованного руководства тоже особо не наблюдается.
И это еще не подоспели жители близлежащих сел. Власти пока блокируют город: посмотрим, надолго ли их хватит.
Вы скажете, что молдаване (даже деревенские) - европейцы. Люди православные, цивилизованные, киргизам не чета.
Ну, как вам сказать... Киргизов тоже всегда считали народом тихим. Как, кстати, и прочие среднеазиатские народы. Теперь эта точка зрения, кажется, претерпевает изменения.
Однако оставим в покое Азию, вернемся в Молдавию. Кое-кто забывает, что и там особого спокойствия последние двадцать лет не наблюдалось. И я сейчас не только про конфликт вокруг Приднестровья.
Помнится, в 1992 году надо мне было пригнать из Кишинева машину. Банальные «Жигули», ничего экстраординарного.
А вот сама поездка получилась вполне экзотической. Для начала, в поезде, на перегоне Тирасполь-Кишинев, проводник посоветовал нам с коек не вставать: «иногда постреливают!». Впрочем, обошлось без стрельбы.
А вот перегон машины «своим ходом» оказался развлечением куда более остреньким. Посты чуть ли не каждые пять километров, останавливают, шмонают.
Причем на постах - все больше местные ополченцы. Стоит такой крестьянин у дороги - и задает вопросы. При этом в лоб тебе направлена берданка: неприятное ощущение.
С учетом еще и того, что многие ополченцы были, мягко говоря, не шибко трезвы. Что же до уровня «цивилизованности» - или, если угодно, образованности...
Багажник открывай! - с сильным акцентом командует очередной ополченец. Открываем, куда деваться. Благо, кроме запаски и ремкомплекта ничего интересного там нет.
Открывай передний багажник!
Знать бы еще, что это такое. На всякий случай, открываю бардачок. Постовой поводит стволом, довольно грозно.
Тебе говорят, передний багажник открывай!
«Передним багажником» оказался капот. У меня возникло ощущение, что ополченец очень удивился, обнаружив под ним мотор, аккумулятор и прочую автомобильную начинку. Впрочем, он слегка успокоился, изъяв у нас «излишки» коньяка.
И так - всю дорогу. Помнится, на границе я едва не бросился на шею украинским погранцам-омоновцам. Хотя, по большому счету, тоже те еще гуманисты.
В Кишиневе пришлось разок столкнуться и с местными молдавскими бандитами. Цивилизованности тоже особой не заметил. «Черные - они черные и есть», мрачно заметил мой товарищ.
Так что есть у меня уверенность: если селяне все же прорвутся в столицу и займут подобающее место в рядах восставших - будет ох как весело. Бишкекский сценарий, как и было указано выше. И никаких вам «мирных Майданов»: зловещее словосочетание «кишиневские погромы» может приобрести новое значение.
* * *
Да, и вот еще что. К вопросу о наших молодежных лоялистских организациях.
Их последнее время принято все больше материть - благо, есть за что, и весьма. Но тут имеет смысл вспомнить, зачем они создавались. Именно для того, чтобы Москва не превратилась ни в Киев, ни в Бишкек.
Прекрасно помню, как бахвалились тогда доморощенные оранжисты. «Наемные студентики, слабаки! Чуть что - сразу разбегутся, сопровождаемые пинками!».
Получилось, как нетрудно заметить, иначе. Выглядит, правда, как бы не еще более противно - но тут уж извините. Если структуры создаются, в числе прочего, для того, чтобы делать «черную работу» - они ее соответствующим образом и выполняют. «В белых перчатках», я бы сказал, не делается не только революция, но и контрреволюция.
Выглядит неаппетитно?.. Извините. Зато, вроде, пока обходимся без погромов.
Сергей Ильин
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...