Кто пойдет воевать 'за яхты Абрамовича и трубы Газпрома'
Дмитрий Лысков пишет:
В нашей вечной борьбе либерализма со здравым смыслом очень популярна фраза: "Патриотизм - последнее прибежище негодяя". Иногда (впрочем, достаточно редко) кто-нибудь решает вдуматься в эти строки, и тогда спрашивает: "Что за негодяй такое написал?"
Поясняю: это был доктор Самюэль Джонсон, английский критик эпохи Просвещения, и он вовсе не имел в виду, что каждый патриот является негодяем. Как и обратного - что каждый негодяй обязательно патриот. Перед нами не обобщение, доктор говорил о последнем доводе в споре, своеобразном законе Годвина XVIII века: загнанный в угол негодяй начинает взывать к патриотизму. Ну а то, что в XXI веке в России сам афоризм Джонсона стал таким последним аргументом в споре - доктор не виноват.
Сегодня все знают о политике мультикультурализма, об интернациализме, о тоталитаризме, демократии и либерализме, но стоит завести речь о патриотизме - и сразу становится как-то неудобно. Ну правда, неужели вы не слышали разговоров из цикла "если завтра война" - "Что, пойдешь защищать трубы "Газпорма" и яхты Абрамовича?"
На бытовом уровне все еще хуже. Знаете, что школьников с 10 класса забирают на военные сборы? "Дети" не хотят, родители негодуют. Обивают в школах пороги, задают на собраниях каверзные вопросы, выслушивают от педагогов неловкие ответы. А ответы неловкие, педколлектив тоже ничего толком объяснить не может и, обороняясь, сыплет канцелярщиной из постановлений и факсограмм. Я знаю об этой проблеме от хорошей знакомой, ее сына как раз "призывают". Вот она и рассказывает, как директриса, устав спорить, бросила в сердцах: "Дома патриотизму нужно учить!".
Тоже так себе получилось объяснение. Знакомая злится: Как? Как учить дома патриотизму?Заставлять Путина любить? Что, государство для нас что-нибудь делает? В конце-концов от национализма больше толку, через него проще прийти к патриотизму!
И вот перед нами наглядная картина утраты смыслов и ориентиров. Учить патриотизму - любить Путина, любить государство - а оно ничего не делает, так лучше уж национализм - осознание общности через этничность, чем такой патриотизм, где общность с «яхтами Абрамовича» все равно недостижима.
И все это - одна большая ошибка. Патриотизм - это не любовь к государству и Путину, через этничность нельзя прийти к патриотизму. Давайте же, наконец, разберемся в терминах!
Для начала установим, что патриотизм - это любовь к стране, Родине, отечеству, своей земле, а не к лидерам и строю. Лучше всего этот нюанс виден на исторических примерах - в ходе Гражданской войны в России 1918-22 годов с патриотических позиций выступали белые, но их патриотизм был направлен на старые порядки, а методы, допускающие в борьбе за власть оккупацию страны войсками Антанты, заставляли усомниться в риторике. Напротив, с крайне антипатриотических позиций, казалось бы, действовали красные. Но именно они стали собирателями земель русских, что для многих патриотов, в том числе белых, стало важным фактором в вопросе признания новой власти.
Другой пример - действия белоэмиграции в годы Великой Отечественной войны. Так и не примирившиеся с большевизмом люди заявили, что атакован не режим, атакована Россия. Да, были те, кто пошел на службу к Гитлеру. Ну и кого из них мы считаем патриотами?
А теперь попробуем разобраться, что из этого вытекает - не в популистской риторике, а в жестких научных терминах.
Национализм как таковой строгого определения не имеет. Он может опираться на национальность (этнонационализм), на расу (расизм), на нацию (собственно национализм). Эти явления нужно различать, чтобы не оказаться в терминологическом тупике.
У нас, говоря о национализме, чаще всего имеют в виду этнонационализм. Яркий пример - «Этнополитичекое движение Русские», «крупнейшее объединение русских националистов», как значится на сайте организации. Подразумевается, что во главу угла здесь ставятся интересы конкретного этноса.
Загвоздка лишь в том, что этнос современной наукой определяется как «совокупность людей, которые имеют общую культуру, обладают общим самоназванием, осознают свою общность и отличие от членов других таких же групп».
Иногда добавляют - «говорящих, как правило, на одном языке». Но это уже опционально. Эмигранты в третьем поколении во Франции могут не знать ни слова на родном языке, но продолжать считать себя русскими. Советские и российские корейцы говорят по русски, но остаются корейцами. Евреи до создания государства Израиль и возрождения иврита говорили на всех языках мира, что не мешало им сохранять этническое самосознание.
А это подводит нас к еще одному принципиальному моменту - в число признаков этноса не входит понятие «общности территории». Итальянец, переселившийся в США, не перестает быть итальянцем. Евреи, утратившие историческую родину, не перестали быть евреями. Наконец, существовали и существуют кочевые народы, для которых понятие своей земли вообще достаточно эфемерно.
В разговорной форме мы можем использовать термины как угодно, рискуя, впрочем, окончательно запутаться сами и запутать окружающих. Но в строго научном понимании для этноса (народа) общность территории, вопреки всем теориям «крови и почвы», не является ни необходимой, ни достаточной.
А такие понятия, как Родина, страна, отечество - обязательно подразумевают наличие территории.
Кстати, о теории «общности по крови», и близкому к ней расизму. Общая культура наследуется от поколения к поколению, она передается детям от родителей. Возникает иллюзия биологического наследования - у русских рождаются русские, у венгров - венгры, у сербов - сербы. Однако вполне очевидно, что культура не заложена генетически, и сербский ребенок, воспитанный в русской семье, будет считать себя русским, вести себя как русский и будет в целом неотличим от русского. Конечно, чернокожий ребенок, воспитанный европейцами и живущий среди европеоидов, будет отличаться цветом кожи, и это при неблагоприятных обстоятельствах может сказаться на его поведении. Но он от этого не станет эфиопом - никакой специфической «эфиопской» генетической программы в нем не заложено. В худшем случае он прибьется к таким же «отверженным», влившись в субкультуру низов общества. Но это будет субкультурой именно того общества, в котором он живет.
Наконец, нация. В разговорах часто путают нацию и народ, есть, например, такое расхожее (и с жаром оспариваемое) понятие, как «советский народ». Между тем то, что называют советским народом - как раз классическая нация.
Нация возникает в государстве. Экономическое и политическое объединение определенной территории, ее взаимодействие с другими странами, порождают объективные интересы государства. Которые - в идеале - воспринимаются основной массой населения как собственные.
Конечно, осознание значительной массой населения объективных государственных интересов происходит в борьбе за их сохранение (сохранение статус-кво) или упрочнение, развитие. Но в условиях жесткой конкуренции между странами такая борьба идет практически непрерывно. В этой борьбе происходит четкое разделение на «свою страну» и все остальные. Понятия территории, отечества, Родины наполняются политическим смыслом.
Нация - политическое явление. Нация не совпадает с этносом - если территория страны объединяет несколько народов, возникает полиэтническая нация. Таковым был «советский народ» - населением, сплотившимся в борьбе, осознающим страну как свою Родину, понимающим (пусть даже подспудно), что интересы страны являются его собственными - интересами выживания.
Итак, нация - это совокупность людей, живущих в одной стране, осознающих свою принадлежность к стране, считающих ее Родиной, понимающих ключевые интересы страны как собственные.
А патриотизм - это и есть то самое осознание. Принадлежности к стране, ее культуре, истории, исторически сложившейся территории, к ее нуждам и победам, - всему тому комплексу исторически сложившихся смыслов, без которых понимание интересов отечества просто невозможно.
Я умышленно ушел в последних определениях от понятия «государство», - чтобы избежать терминологической путаницы. Государство у нас ассоциируется с чиновничьим аппаратом, текущим правительством и т.д., то есть с властью. А она, к сожалению, может действовать как в интересах страны, так и в противоречии с ними. Мы видели это в 1917-го, видим и сейчас - по итогам 1991-го. Но это уже тема отельной статьи - о демонтаже нации и новом нациестроительстве.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...