КС и протест утонули в Болоте
"Золотое перо" протеста, журналист Леонид Бершидский пишет:
«От нас люди уже давным-давно ждут принятия какого-либо решения... Мне кажется, мы должны народ порадовать, наших избирателей», - эмоционально призывал Сергей Удальцов своих коллег по Координационному совету российской оппозиции.
Как избиратель, я его понимаю. За месяц существования Координационный совет даже не сделал себе простого сайта на каком-нибудь WordPress. Он дважды собрался, сгенерировал одно событие, именуемое в интернетах словом «срач» (переписку Ксении Собчак и Андрея Пионтковского), принял одно политическое заявление (по делу Леонида Развозжаева), свой собственный регламент и - после призыва Удальцова - одно решение!
Совет постановил подать заявку на организацию «Марша свободы» 15 декабря - с самыми невнятными лозунгами, какие видал я за год так называемой «протестной активности».
Стенограмма второго заседания КС от 24 ноября - поучительное чтение. Алексей Навальный, получивший больше всех голосов на выборах в Совет, произнес буквально следующее: «Мы наблюдали очень интересную дискуссию в течение этого месяца. Мне кажется, эта дискуссия показала, что мы не готовы принимать решения (неразборчиво), либо создать программную группу, которая подготовила бы документ, который бы позволил нам вести дискуссию не в более приемлемом режиме». Но само заседание показало, что КС способен-таки принимать решения. Неделями его члены заочно переругивались, назначить ли шествие на 8-е или 9 декабря, и вот Удальцов предлагает КОМПРОМИСС! - идти 15-го. Именно идти: «Люди устали от громких речей. Надо сконцентрироваться на действии, на движении».
Но тут же его поправляет Ксения Собчак: нет, это мы предложили 15-го!
После некоторого обсуждения этой коллизии выясняется, что достигнут консенсус, и марш назначается на 15-е. Договорились!
И перешли к лозунгам. Что будет написано на передней растяжке? Пока звучали предложения, экономист Андрей Илларионов все записывал и насчитал 12 лозунгов, которые на растяжке бы не поместились. Почти уже договорились провести рейтинговое голосование по этим 12, как вдруг националисты заявили: те три, которые предлагали мы, - это неразрывный пакет. После того как пакет отринули, стали голосовать за каждый лозунг. Вот с таким результатом:
«Свободу политзаключенным» - 35 голосов
«Досрочные выборы» - 25
«Нет диктатуре» - 24
«Свободу слова» - 16
«Свободу выбора» - 15
«За вашу и нашу свободу» - 11
«Справедливый суд» - 8 («Никто не хочет справедливого суда. Ужас вообще, конечно», - сказал Гарри Каспаров).
«Банду Путина под суд» (вариант: «Банду Путина под справедливый суд») - 4 («Вы хотели балагана - вы его имеете», - сказал Сергей Пархоменко).
«Долой кровавый режим» - 4
«Даешь перевыборы» - 0
Наконец, перешли к самому чувствительному моменту - обсуждению политического заявления, написанного группой из 10 либералов, включая Илларионова, Каспарова и Бориса Немцова. В том, что согласовать этот текст не удастся, сомнений не осталось сразу. Потому что некоторые члены КС даже не поняли, что это один текст. В результате бурного обсуждения на тему «сколько человек должны войти в рабочую группу по созданию программного текста для КС» выбрали семерых.
Зачем я вам все это описываю? Просто почти уверен, что сами вы не осилите 207 448 знаков стенограммы. Как и следующие подобные документы. Между тем, если вы, как и я, голосовали за этих людей, вас происходящее должно встревожить. На мой взгляд, собираться раз в месяц ради такой вот демонстрации, что решения могут приниматься только по процедурным вопросам, да и то с трудом, нет никакого смысла.
Эти люди будут собирать группы из семи человек, чтобы сочинить какой-нибудь текст. Они будут до хрипоты спорить о том, как правильно - «Долой диктатуру» или «Нет диктатуре» (был и такой момент на заседании). Они смогут все вместе, как коллективный орган, принять только нечто выхолощенное и бессмысленное, потому что они не единомышленники, а у какой-либо из групп нет в совете явного большинства. Наверное, отсутствие такого большинства отражает настроения прошлой зимы и весны .
Когда, в какой момент случилась эта подмена? Когда движение за честные выборы превратилось в борьбу за освобождение политзаключенных, которых мало кто из участников огромных прошлогодних митингов сможет перечислить поименно - или хотя бы назвать пятерых? Я, например, точно не могу. Я даже не уверен, что члены КС, голосовавшие за «свободу политзаключенным», имели в виду один и тот же список.
Месяц, прошедший с момента избрания КС, убедил меня в одном: протест не то что сдулся, его заболтали и обессмыслили. Еще недавно некоторые из нас гордились тем, что у протеста нет сильных лидеров, а он представляет собой народное движение, в котором участвуют активисты и неактивисты всех мастей. Но результат отсутствия лидеров - это нынешний КС, в котором никто ни для кого не авторитет. Это рецепт унылой бюрократической трясины, в которую лучше и не заглядывать - от одного этого увязнешь.
Те, кого выбрали управлять протестом, одичали и убежали в лес. Поэтому их и не видно, и непонятно, куда и зачем за ними идти.
В общем, я требую досро... простите. Даешь перевыборы! По другой процедуре, которая даст протестующим ясность, кто лидер, кто принимает решения, чьи слова имеют максимальный вес при выработке программ и заявлений. Если за этими лидерами не пойдут остальные - грош цена нашим голосам. Ну или самим лидерам. И тогда пора забыть о том, что в декабре 2011 года десятки тысяч людей вышли на улицу - спонтанно - чтобы заявить, что они не позволят красть у них голоса.
А так, как сейчас, - ребята, простите, без меня.
(процитировано частично)
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...