Сообщение о провокационной нелегальной рекламе в Москве впервые появилось 5 октября в закрытом интернет-сообществе «Лепрозорий». Закрытость сервиса заключается в том, что зайти туда может только зарегистрированный пользователь, а регистрируют только по приглашению – "инвайту на Лепру".
Что наклеили
Автор поста с ником «8e5» утверждает, что это именно он и несколько его друзей обклеили плакатами рекламные щиты. К сообщению прилагаются сделанные в темное время суток фотографии щитов.
На плакатах лозунги: «Водитель, пропусти шикарную иномарку со спецсигналом. Мы спешим работать, а не разворовывать», внизу плаката: герб ГИБДД Москвы. «Тендер должен быть честным», внизу: Тендерный комитет правительства Москвы, информационный партнер компания «Интеко» и другие.
Плакаты висели на Ленинском проспекте, улице Обручева, Киевской, Кутузовском проспекте и на Мосфильмовской, сообщает автор поста и добавляет, что все они были сорваны к полудню следующего дня. Каждый рекламный постер обошелся в 500 рублей, объясняет пользователь "Лепрозория".
Фотографии несколько дней гуляли по блогам, и некоторые пользователи предполагали, что кампания по расклейке связана с грядущими выборами в Мосгордуму 11 октября.
Плакаты спустились в метро
Второе сообщение о подвигах неизвестных активистов появилось в сообществе утром 15 октября. Тот же пользователь сообщает, что его вдохновил интерес аудитории к первой акции, поэтому вторым шагом стала расклейка стикеров, напоминающих рекламные, в метро.
Лозунги стали еще более смелыми: «Построил с нуля успешный бизнес? Поспеши! Билеты в Лондон за 823 фунта», «В милиции нужно работать, а не зарабатывать», «В Москве еще 1346 памятников архитектуры. Ночь твоя добавь огня!» и другие. Первыми были сорваны плакаты про милицию, пишет автор.
Одни пользователи гадают, на основании каких статей Уголовного Кодекса можно привлечь расклейщиков к ответственности, другие допытываются, какой политической партии принадлежит идея такого креатива, третьи предлагают свою физическую или материальную помощь в расклейке следующей партии плакатов.
Рассказать о том, что раздражает и неприемлемо
Идея расклейки плакатов с провокационными лозунгами пришла случайно – захотелось выразить свое мнение о том, что раздражает и неприемлемо, сообщил GZT.RU сам автор идеи расклейки постеров, пожелавший остаться неизвестным. По его словам, в первый раз врасклейке постеров на больших щитах участвовали три человека. Всего они разместили шесть плакатов. Второй раз в метро на Калужско-Рижской линии 12 стикеров наклеили два человека, объяснил активист. Еще несколько человек принимали участие в изготовлении плакатов.
О том, будет ли продолжаться размещение плакатов с провокационными лозунгами в Москве, автор говорить отказался. «Если привлекут [к ответственности] — буду горевать, я свободу люблю», – подытожил он.
Это амбиции или PR, но с эффектом
Лозунги на плакатах достаточно смешные, однако не совсем понятно, чего люди хотели этим добиться, поделился мнением с GZT.RU Алексей Белозеров, директор фонда «Народная инициатива», занимающегося в том числе социальной рекламой. «Они совершенно не думали, что подставляют бизнесменов-владельцев рекламных площадей, которые потом вынуждены были оправдываться перед клиентами, почему нет контроля за щитами. Это тривиальное хулиганство, направленное на удовлетворение своих абмиций, а не на защиту интересов российского общества», – считает Белозеров.
Г-н Белозеров отметил, что непонятно кому и что инициаторы расклейки плакатов хотят объяснить, так как лозунги говорят об очевидных вещах – коррупции, тендерах, работе милиции, – которые все давно обсудили. По мнению г-на Белозерова, акции направлены лишь на PR авторов идеи и закрытого интернет-сообщества.
Официальное размещение постера формата А4 в метро стоит в среднем около 1800 рублей в месяц, а напечатать его можно примерно за 20 рублей, сообщила GZT.RU Татьяна Кропотова, исполнительный директор коммуникационной группы «ОбКом».
Размещение рекламы на стойках стоит от 1500 до 4000 рублей в зависимости от места и количества щитов, печать такого постера может стоить около 200-300 рублей. Следовательно, себестоимость акции наверняка была невысокой, и несмотря на недолгий срок ее проведения, эффект все-таки имеется, заключила г-жа Кропотова.
Владельцы рекламных щитов пострадали незначительно, так как реклама в метро и щиты для афиш наиболее подвержены актам вандализма, и при размещении такой рекламы предусматривается печать двойного, а то и тройного запаса постеров, объясняет Татьяна Кропотова. В 90-х годах прошлого века подобные скандальные рекламные кампании случались иногда и с ведома владельцев рекламных щитов. Однако сегодня контроль за содержанием рекламы ужесточен, и подобное практически исключено, подытожила Татьяна Кропотова.
С точки зрения здравого смысла, им ничего не будет
Скорее всего, авторам затеи ничего не будет, даже если их вычислят и поймают, сказал GZT.RU Максим Домбровицкий, управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Легис-Групп». В первой части акции у активистов на плакате был лозунг «Хохол русскому – не товарищ» и логотип «Газпрома», но даже за это вряд ли можно будет применить статью «Разжигание межнациональной розни», добавил адвокат. Кроме того, это не хулиганство, так как не связано с приставанием к гражданам или нецензурной бранью, это не незаконная реклама, так как нет предмета рекламы и не агитация. Также г-н Домбровицкий заметил, что полностью согласен со всеми слоганами авторов плакатов.