Наши
сообщества

Три пути Украины: Распад, федерация или диктатура

Просмотров

"Эксперт" пишет:

В Минске завершились многосторонние переговоры по Украине. Как и ожидалось, президент Украины отказался признавать на них свое поражение. Стороны изначально не ждали от саммита каких-то серьезных решений.

«Скорее всего, колоссального прорыва ожидать не стоит. Но концептуально мы должны определиться, чтобы начать движение к миру», - заявил перед встречей ее номинальный хозяин, президент Белоруссии Александр Лукашенко.

В итоге ни многосторонние переговоры, ни двусторонняя встреча между Петром Порошенко и Владимиром Путиным ни к какому серьезному прогрессу не привела. Стороны фактически согласились продолжить контакты и создать рабочую группу «в целях нахождения компромиссного решения по урегулированию конфликтной ситуации на востоке Украине», - отметил министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей. 

Между тем, Петр Порошенко пытался продвигать свой проект урегулирования ситуации Юго-Востоке страны, и призывал  «всех участников сегодняшней встречи рассмотреть и по возможности принять этот план в качестве основы для урегулирования ситуации на Донбассе». Однако этот план давно пора сдать в утиль. Напомним, что он фактически представлял из себя предложение ополченцам почетно капитулировать, сдать оружие и очистить занятые населенные пункты в обмен на обещание президента провести крайне умеренную децентрализацию власти.

http://m.ruvr.ru/2013/11/02/06/h_50854165.jpg

Сейчас это уже неактуально - вымотав украинские войска в оборонительных боях, ополчение перешло в масштабное контрнаступление на Северодонецк и Мариуполь. Очевидцы сообщают, что из Мариуполя массово бегут украинские военнослужащие и национальные гвардейцы, и, по сути, сейчас это наступление сдерживается не столько обороняющимися украинскими войсками, сколько нехваткой у ополченцев людей и необходимостью ликвидировать подразделение вооруженных сил Украины и добровольческих батальонов, которые оказываются в котлах.

Задача ополченцев - максимально быстро ликвидировать эти котлы и высвободить силы для дальнейшего наступления. «Нет никаких реальных перспектив прорвать кольцо окружения. Ваше положение безнадежное и дальнейшее сопротивление не имеет никакого смысла», - обращается к окруженным войскам лидер ДНР Александр Захарченко. Солдатам и офицерам предложено сдаться, передать ополченцам все оружие и технику, а также дать обязательство больше не участвовать в боевых действиях против ЛНР и ДНР, после чего ополченцы обещают отпустить их по домам.

По всей видимости, у военных лишь два выхода: сдаться либо погибнуть, поскольку официального Киева сил на разблокирование этих котлов нет. Все призывы активистов Майдана и руководства батальонов вывести их из окружения попросту игнорируются.

Максимум, на что оказался способен Кабинет министров - пообещать передать нацгвардейцам технику из арсеналов Минобороны, а также дать указание расконсервировать и отремонтировать всю военную технику со складов госконцерна Укроборонпрома (что займет определенное время) а также выкупить всю технику, которая изготовляется предприятиями концерна (что лишит Украину денег от иностранных покупателей и серьезно ударит по надежности страны как поставщика оружия).

Впрочем сам Петр Порошенко отказывается смотреть на вещи реалистично, и всячески пытается повысить статус конфликта от стандартной гражданской войны до чуть ли не столкновения между Азией и Европой. «В Минске на встрече решается судьба мира и Европы. Я так к этому отношусь», - отметил украинский президент.

На самом деле в белорусской столице решалась судьба всего лишь украинского национального проекта, выстроенного на ценностях западной части Украины и вопреки здравому смыслу, а также объективным законам6 существования буферного государства2, скроенного к тому же из кусков, столетиями живших не только в разных государствах, но и в разных цивилизационных общностях. И сейчас будущее Украины во многом зависит от того, чьи интересы защищают и обслуживают нынешние представители украинской власти.

По сути у данного национального проекта есть три варианта дальнейшего развития: распад, модификация и попытка сохранить действующую систему через установление диктатуры

Первый вариант наиболее вероятен, но при этом является наиболее невыгодным как для Москвы, так и для Брюсселя, не говоря уже об украинском населении. Возможное присоединение к России территории Новороссии от Харькова до Одессы с дальнейшим выходом на Крым и Приднестровье не компенсирует создание на оставшейся территории Украины радикального антироссийского образования3. По крайней мере до окончания строительства Южного Потока, который нивелирует ценность находящихся на Западной Украине подземных газохранилищ. Единственным выгодоприобретателем от такого сценария являются Соединенные Штаты, которые получат на российско-европейских границах колоссальную зону нестабильности, ослабляющую и Москву, и Брюссель.

Второй вариант - модификация проекта через превращение Украины в федерацию или конфедерацию с нейтральным статусом и участием всех этносоциальных групп населения в процессе принятия решений1 в стране - продвигается и Москвой, и Брюсселем. По словам Владимира Путина, кризис на Украине «нельзя разрешить путем дальнейшей эскалации силового сценария без учета насущных интересов юго-восточных регионов страны без мирного диалога с их представителями». Даже если проект с федерацией окажется неудачным и вызовет ускорение центробежных тенденций с дальнейшим выходом на первый вариант, то этот распад будет куда более цивилизованным и легитимным, чем нынешний. Однако на модификацию не согласны нынешние власти, фактически ставшие заложниками собственной же политики по распространению в обществе «майданных настроений». Вся их легитимность строится на проекте единой унитарной Украины.

Наконец, третий вариант с диктатурой пусть и неприятен, но наиболее вероятен. Петру Порошенко придется в ближайшее время решать проблемы с социальными протестами (вызванными как провалом АТО, так и тяжелым экономическим положением в стране), а также бороться с конкурентами из числа радикалов и олигархата (прежде всего Игорем Коломойским). И наиболее оптимальным вариантом сохранения собственной власти Порошенко, видимо, считает закручивание гаек. Он уже объявил охоту на оппозицию (в частности, парламентская фракция единственной оппозиционной партии - КПУ - распущена через принятие специального закона), а также создал юридические основания для роспуска любой нелояльной фракции в будущем парламенте. Также весьма вероятно, что через подконтрольные власти СМИ украинцам будет продолжать навязываться психология «жителей осажденной крепости»3, которые ради сохранения своей мифической независимости обязаны поступиться частью прав и свобод. А если Порошенко все-таки не сможет сохранить власть, и радикалы смогут устроить в стране переворот, то процесс ликвидации украинской демократии лишь усилится.

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы