Чего боится 'офисный планктон'?
СЮЖЕТЫ ПО ТЕМЕ:
Не опущусь до работы в школе или магазине, это позор
Директор кадрового агентства откровенно рассказывает о "выкидываемом планктоне"
Сейчас это кажется нелепым, но первое время в Москве вовсе не ждали кризиса, опрометчиво полагая, что он обойдет столицу стороной. Однако когда появились первые признаки финансового коллапса, в городе возникла некоторая паника, вызванная множеством слухов, большинство из которых, в итоге оказались только слухами.
Наибольшее число "страшилок" были связаны со сферой занятости, что неудивительно - в первую очередь люди опасались за свой доход и старались удержать свое место всеми правдами и неправдами.
Уволят всех "по-тихому"
Эти слухи возникли не на пустом месте. В конце 2008 года около 80% работодателей открыто объявили о планах по сокращению персонала. Однако сокращения коснулись не всех. Больше всего пострадали молодые специалисты, люди средних лет, а если говорить о профессиях, то это сотрудники банков и инвесткомпаний, строители, пиарщики, менеджеры, кадровики, журналисты и программисты.
Но в начале 2009 года, когда руководство немного пришло в себя, некоторые из тех, кто расстался с сотрудниками, стали звать их обратно. В частности, банки переориентировали свою деятельность в связи с кризисом, и им потребовались новые кадры. Обратно вернулись не все, ведь многие уволенные обиделись или нашли работу получше. К тому же, как выяснили журналисты, и новых, и старых сотрудников работодатели брали на зарплаты вдвое ниже докризисных.
Что касается бесправных увольнений, то подобных случаев было немало. Самые громкие прецеденты - неудачная забастовка таксистов, протест журналистов Первого канала, которых в итоге восстановили в должности, а также выступление рабочих московского калибровочного завода, которых обещал "расстрелять" директор, подразумевая под "расстрелом" увольнение.
Если в первые месяцы 2009 года сотрудников действительно массово увольняли "по собственному желанию" и без выплат пособий, то к концу года некоторые москвичи научились "показывать зубы" работодателю. Эту тенденцию отмечали адвокаты, а позднее подтвердила официальная статистика. По данным Мосгорсуда, в 2009 году число исков сотрудников к работодателям выросло в 6 раз по сравнению с предыдущим годом. Зачастую уволенных стимулировали слухи о том, что московские суды выносят положительные решения практически по всем поданным искам о восстановлении на работе.
Белые воротнички пойдут в дворники
О том, что "офисному планктону", как стали называть низший и средний менеджмент, придется не сладко говорили еще в конце 2008 года. "Это вообще тяжелый случай. Молодые люди, привыкшие получать тысячи долларов просто за факт своего существования. А сейчас их выгонят", - отмечал известный экономист.
Некоторые эксперты до последнего сохраняли надежду на то, что в условиях оттока мигрантов из России безработные клерки восполнят нехватку рабочих рук, которую столица испытывает постоянно. Первоначально идею подхватили даже власти, начав увлеченно развешивать плакаты о приеме на работу москвичей. А студентов в дворники звал сам мэр . "Когда я учился в нефтяном институте имени Губкина, я, хоть и получал повышенную стипендию, но работал дворником, - признавался Юрий Лужков. - Может быть, поэтому я и стал мэром. В шесть утра подъемчик, немного поработал и пошел на учебу!".
Но "чуда" не произошло. Кризис не вызвал кардинальные изменения на рынке неквалифицированного труда, где традиционно преобладают выходцы из стран СНГ. Жители столицы еще соглашались на работу водителей или учителей, но желания мести улицы не выразил никто. Возможно, ситуацию изменило бы возвращение к советской практике получения жилья за несколько отработанных лет в сфере ЖКХ, а пока максимум, на что способен бывший московский менеджер, - это устроиться на работу по специальности, которая указана в дипломе. Причем, жители Москвы вопреки утверждениям властей, совершенно не обижаются, что мигранты занимают их места. Они попросту привыкли к тому, что черную работу за них выполняют другие.
Сотрудники мстили начальникам за увольнения
Безосновательное увольнение может разбудить в человеке скрытые эмоции. Этот год был богат сокращениями зарплат и случаями "добровольного" ухода сотрудников. Многие, уходя в последний раз, прихватывали с собой скрепки, дырокол или служебный ноутбук, а некоторые пошли дальше. Журналисты "Труда" посвятили целую серию публикаций тому, как сотрудники мстили шефам за увольнение в разгар кризиса.
Так, менеджер по рекламе Ольга в отместку за увольнение выложила фотографию начальника на сайте знакомств, а дизайнер закатила настоящий скандал с битьем посуды и крушеним полок. Помощник директора Василиса за отказ в отпуске бросила на стол заявление об увольнении по собственному желанию и втихомолку стерла с сервера базы данных клиентов, наработанные за три года.
Руководитель отдела Владислав, увидев приказ о своем увольнении, счел это двойным предательством со стороны начальницы, так как у них в это время был служебный роман. Посмотреть на их ссору сбежался весь коллектив. Перед тем, как уйти с работы, оскорбленный любовник разослал по корпоративной почте откровенные фотографии начальницы. По слухам, из-за косых взглядов ей самой пришлось вскоре уволиться.
Топ-менеджеры пошли на биржу труда
Если раньше потеряв работу, большинство молодых и энергичных сотрудников даже не задумывались о походе на биржу труда, предпочитая искать работу в Интернете или среди знакомых, то в конце 2008-начале 2009 гг. ситуация изменилась. Поток обычных посетителей центров занятности пополнили молодые мужчины в самом расцвете сил и способностей - банковские служащие, сотрудники МГТС, крупных нефтяных компаний, военные. Работники биржи, признавались, что общаясь с новым контингентом, нередко сталкивались со вспышками агрессии.
Но к марту 2009 года стало очевидно, что шансы найти работу на бирже труда минимальны. В центрах занятости лишь вели статистику безработицы и регистрировали вакансии от работодателей, среди которых было немало "пустышек".
Поэтому в основном москвичи шли на биржу труда за минимальным пособием в 4 500 и статусом, который помогал получить субсидию на жилье. На этом фоне появление публикации "МК", о том, что в центрах занятости появились топ-менеджеры, выглядело весьма сомнительно. Особенно учитывая то, что белых воротничков, приходящих в центры занятости, можно было буквально пересчитать по пальцам.
В офисах практикуется корпоративный фашизм
К несчастью, это вовсе не слух, и журналисты "Труда", нашли несколько примеров самодурства руководителей, которое во время кризиса приобрело изощренные формы. Ради сохранения места и денег клерки терпели самые экстравагантные причуды начальства.
Например, в одной крупной аудиторской компании всех мужчин обязали иметь недельный набор рубашек. В летний период сотрудники должны менять сорочки ежедневно, в зимний - раз в два дня. По мнению женщины - топ-менеджера, мужчины в офисе "плохо пахнут и позорят фирму". В одной из строительных фирм запретили пить и перекусывать на рабочем месте, разрешив обедать только в столовой строго с 13:00 до 13:45. Не поощрялись также разговоры и совместные походы в курилку. Итог - сослуживцы начали "стучать" друг на друга ради премии.
После отпуска на работу можно не возвращаться
В этом году в пик сезона отпусков в офисных курилках говорили не о том, кто куда поедет, а том как подорожали путевки несмотря на кризис. Многие офисные сотрудники добровольно и массово отказывались от законного трудового права, опасаясь покидать рабочие места даже на несколько дней.
По офисам ходил слух примерно следующего содержания: "Обязанности уходящего в отпуск сотрудника перекладывают на коллегу. Тому дают небольшую прибавку, и если сотрудник начинает успешно справляться с двойным объемом работы, то вернувшегося из отпуска - отдохнувшего и загоревшего - увольняют "в связи с сокращением штата"".
По той же причине сотрудники опасались брать больничные. Причем, некоторые даже отложили операции, которые могли подождать. "Склонные к болезням "вылетают" с работы первыми", - рассуждали пессимисты. Эту точку зрения не изменила и эпидемия сезонного гриппа, по традиции обрушившаяся на столицу в конце осени, - многие молодые москвичи "геройствовали" и болели на работе, стараясь без особой надобности не сокращать зарплату больничными выплатами.
В праздники всех оставят без подарков
В этом году компании активно экономили на дополнительных расходах, сокращая бонусы и соцпакеты. Это вкупе с кризисными новогодними вечеринками 2008 года породило слухи о том, что на 23 февраля и 8 марта сотрудники рискуют вовсе остаться без подарков.
Эти прогнозы сбылись лишь наполовину. В канун женского дня многие компании отменили корпоративы, но подарки сотрудницам все-таки вручили, правда, не такие, как они ожидали. Вместо цветов или подарочных карт на покупку косметики "девочкам" дарили открытки и аляповатые сервизы.
Подчиненные выживают начальников
За 2009 год сотрудники многого натерпелись от своих компаний: сокращалась зарплата, увеличивалась нагрузка, ужесточались условия и штрафы. Некоторые высокооплачиваемые сотрудники увольнялись сами, отказываясь от возросшей нагрузки за те же деньги. У их бывших подчиненных появлялся реальный шанс на повышение, а работодатели экономили на этом до 30%.
В начале сентября страх подобного развития событий усилил прогноз специалистов о том, что осенью почти треть российских работодателей (31%) планируют уволить высокооплачиваемых сотрудников и взять на их место более сговорчивых коллег. "Многим руководителям не дает покоя иллюзия, что где-то рядом живет безработная "звезда", - отмечали HR-менеджеры. К ним стали обращаться клиенты, которые хотели "просто посмотреть" более сильных кандидатов на позицию, которая не является вакантной.
Однако в итоге масштабных увольнений руководителей так и не произошло, зато напуганные слухами сотрудники стали намного послушнее - перестали опаздывать, отказываться от переработок и стойко переносили "застой" в карьере и зарплате. Быстро сменить надоевшую работу или напугать начальство своим якобы уходом удавалось немногим, число вакансий только уменьшалось. Словом, подчиненные научились работать так, чтобы полностью удовлетворять свое руководство, констатировали HR-специалисты.
В 2010 году повысят зарплату
В 2009 году в Москве впервые за пять лет снизились зарплаты. В среднем, на 10%, кроме того, большинство работодателей перестали их индексировать, ссылаясь на трудности, вызванные кризисом. По словам экспертов, повышались оклады лишь отдельных сотрудников. По данным опроса HeadHunter, в 2010 году на 10% зарплаты планируют повысить 40% компаний, на 50% - 2% компаний, в 50% компаний зарплата останется на прежнем уровне.
О том, чтобы в новом году зарплаты остались без изменения позаботилось государство, объясняют финансисты. Именно оно снова увеличило энерготарифы и цены на услуги ЖКХ для предпринимателей, что станет дополнительными издержками для бизнеса даже в условиях остановки роста инфляции. Кроме того, вступающий с января правительственный закон о замене Единого социального налога страховыми выплатами значительно увеличит налоговую нагрузку на фонд заработной платы в первую очередь для средних и малых предприятий, на которых работает большая часть трудоспособного населения России, отмечают финансисты.
Хотя и большим предприятиям тоже придется поднапрячься, в итоге компании объективно не смогут индексировать зарплаты работников по причине отсутствия оборотных средств. К тому же, и корпоративное кредитование не смотря на вливания правительственных денег в банковскую систему так и не восстановилось. В общем, денег на повышение зарплаты у бизнеса нет, а достижение властей - снижение роста официальной инфляции до однозначных чисел - вполне официальное объяснение работникам того, что их зарплаты останутся прежними. Не хотите - не работайте, желающих на ваше место много. Ведь безработица по-прежнему растет.
Источник: NewsMsk
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...