Стукачество или гражданский долг?
Что это - оплачиваемый гражданский долг или явление, издавна называемое в России "стукачеством"?
Сознание современного человека, скажем, в Европе или Америке позволяет ему жаловаться в полицейский участок на нерадивого соседа или просто на человека, который неправильно припарковался. Это гражданский долг, который нужно выполнять и о котором его просит государство. Российское государство тоже решило попросить, но почему-то дает за это денег, что и сбивает с толку русского человека. Раз платят - значит, это надо отрабатывать, значит, это найм. Да и вообще, стучать на соседа - это нездорово и не по-людски.
Комментирует руководитель центра политических исследований Института экономики Российской Академии Наук Борис Шмелев.
"Идея выделения каких-то премиальных фондов и напрямую оплачивание участия граждан в этой своеобразной работе, мне кажется, не является достаточно целесообразной. В конечном счете, все мы - граждане этой страны - заинтересованы в том, чтобы с криминалом было покончено, чтобы в стране существовала нормальная ситуация, когда можно жить, спокойно работать, заниматься бизнесом, растить детей. И рассматривать свое сотрудничество, содействие с милицией в решении этих сложнейших вопросов нужно рассматривать как исполнение своего гражданского долга".
Посмотрим на проблему с другой стороны. Есть мнение, что для милиции это некий крик души - сами они не справляются ни с количеством преступлений, ни с их раскрываемостью, и готовы привлекать как можно больше гражданских лиц. А чтобы их было много, им надо заплатить.
Правозащитники опасаются, что средства из "премиального фонда" раздадут специально подобранным "стукачам" или будут аккуратно поделены между самими правоохранителями через подставных лиц. Тем более что, по мнению юристов, система не будет работать по той причине, что у людей просто отсутствует доверие к милиции. Так же считает и Борис Шмелев:
"На сегодняшний день совершенно очевидно, что доверие граждан к своей милиции крайне низко. Можно говорить с уверенностью, что, видимо, наша правоохранительная система переживает глубокий системный кризис, и нужны решительные действия со стороны общества, для того чтобы эта система вышла из этого кризиса. Но выделение таких средств и поощрение сотрудничества со стороны государства или муниципалитетов - это не есть решение этой сложнейшей проблемы".
Надо сказать, что представители общественности Ульяновской области также отнеслись к инициативе властей с настороженностью. По мнению члена общественного движения "За достойную жизнь" профессора Исаака Гринберга, речь идет о ненормальной практике. "Если человек видит, что за руль автомобиля садится совершенно пьяный водитель, то его гражданский долг - сообщить об этом в правоохранительные органы, чтобы не допустить трагедии. Но гражданская позиция не должна кем-либо оплачиваться", - сказал профессор Гринберг.
А вот региональная прокуратура начинание приветствует. С ее точки зрения, зачастую люди в силу слабого правосознания не сообщают о готовящихся или уже совершенных преступлениях, а материальное стимулирование наверняка вызовет позитивный эффект и станет для некоторых жителей далеко не богатой области хорошим подспорьем.
Так или иначе, в областном Совете безопасности пока затруднились озвучить тарифы, на которые стоит рассчитывать ульяновцам, желающим почувствовать себя Эркюлем Пуаро или мисс Марпл.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...