Наши
сообщества

Как "баба Маша" решает судьбу пассажиров "Аэрофлота"

Просмотров

Когда вы летите «Аэрофлотом», ваше здоровье в руках «бабы Маши» где-то далеко на земле.

Мне за последние две недели везет как утопленнику. Впрочем в прошлый раз всё обошлось малой кровью...

Борт А-330 «Аэрофлота» совершал рейс « Владивосток-Москва. Обед был съеден, кресла разложены для сна, ничто, как говорится, не предвещало. Мирный сон был нарушен знакомой фразой автоинформатора: «Дамы и господа, одному из пассажиров требуется медицинская помощь...».

Пробуждаемся, идем в хвост салона. Мужчина 45 лет, моряк после 10-дневного запоя. Диагноз «Абстинентный синдром». Заметим, это не острое алкогольное отравление в аэропорту вылета (синдром тагильского курортника) и не похмелье после вчерашнего, а именно абстинентный синдром, когда возможны самые разные нарушения жизненно-важных функций вплоть до развития «белой горячки» и серьезных нарушений ритма.

Смотрим пациента - давление низкое, ритм - похоже на пароксизм мерцательной аритмии - на гипотонии и низком давлении при тряске в хвосте самолета с уверенностью не скажу.

Ставим капельницу (пока это просто физраствор), давление поднимается и восстанавливается ритм, пациент «оживает». На вопрос, нужно ли сажать самолет в Нижневартовске, отвечаем отрицательно: видна положительная динамика. Собираемся менять флакон, но на этот раз хотим добавить туда глюкозу (для неспециалистов - мозг в этой ситуации испытывает энергетическое голодание, раствор глюкозы лишним не будет, хотя и радикально проблему не решит).

И тут выясняется пикантная подробность: ВСЕ ВНУТРИВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ НА БОРТУ ВВОДЯТСЯ ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ КВС.

Понятно, что КВС решает это не сам, а советуется с каким-то неведомым центром на земле, где сидит условная «баба Маша», которая принимает решение, вводить ли тот или иной условный преднизолон, эуфиллин, окситоцин или «что у них есть еще там» (состав аптечки будет позже).

Заметьте, ответственность за происходящее с пациентом лежит на нас (наши фамилии и телефоны уже записаны) - вспомните, как обычно полоскают врачей при неудачных реанимациях на борту!

Дальше у нас с землей происходит презабавный диалог. Происходит он по такой цепочке: мы - стюардесса - внутренний телефон - КВС - радио - неведомый медицинский центр с «бабой Машей» на земле.

Обратно в той же последовательности. На обработку каждого вопроса и обратную связь уходит примерно 2-3 минуты.

Теперь сам диалог:

- Как вы оцениваете состояние пациента?

- Бывает лучше. Хотим во вторую капельницу ввести глюкозу.

- У него есть диабет?

- Нет.- На борту есть глюкометр?

- Нет.

- Земля не разрешает вводить глюкозу, пусть пьет сладкий чай.

Вообще, я давно заметил, что «крепкий сладкий чай» - это основное средство лечения в самолете на пару с валидолом и нашатырем.

Кстати вы засекли время? Семь строчек по 2-3 минуты - это 15 минут промедления. В ходе которых некая баба Маша дает заочно оценку действий двух кардиологов, один из которых доктор медицинских наук и сотрудник Кардиоцентра.

Теперь, ОЧЕНЬ важная ремарка.

Глюкозу внутривенно можно вводить при любом её уровне в крови. Даже при диабете. Ничего страшного от этого не случится. Но есть ситуации (гипогликемическая кома), когда от того, насколько быстро будет введена эта самая глюкоза, зависит восстановление функций головного мозга, а может быть и жизнь пациента.

Промедление в 15 минут с введением глюкозы при гипогликемической коме - это верная смерть больного. К счастью, это был не наш случай.

Впрочем потом, когда давление стало снижаться, а вторая бутылка уже ушла в вену, преднизолон мы всё же сделали втихую, без диалогов с КВС. А когда пациент стал «отключаться», решили всё же садиться в Екатеринбурге, хотя до Москвы уже оставалось не так далеко.

Но лекарств у нас не осталось (в аптечке было только 2 флакона физраствора), к тому же становиться заложниками «бабы Маши» нам совсем не хотелось.

https://fbcdn-sphotos-a-a.akamaihd.net/hphotos-ak-xat1/v/t1.0-9/12143331_10201278698767341_21398127156288845_n.jpg?oh=258cf97539d19362e555ae805c000853&oe=5698910C&__gda__=1452794323_a6076f32702148f412e8a459ecaa1d63

Теперь для гурманов.

Состав врачебной аптечки на рейсах «Аэрофлота»:

Адреналин (амп), Дигоксин (амп), Эуфиллин (амп), Фуросемид (амп), Глюкоза (амп), Кеторол (амп), Церукал (амп), Преднизолон (амп), Тавегил (амп), Окситоцин (амп), Но-шпа (амп), Нитроглицерин (таб), Атропин/платифиллин (амп), Анаприлин (таб), Лидокаин 2% (амп). Плюс два флакона физраствора, система, шприцы, пластыри и т.д.

Это ВСЁ. Есть еще дообрачебная аптечка с зеленкой, коринфаром, альбуцидом и нашатырем.

Зачем я это всё написал.

Во-первых, для того, чтобы восхититься моим другом и коллегой, Игорем Сергенко, который руководил действиями нашего «временного трудового коллектива» и блестяще осуществлял все манипуляции.

Во-вторых, чтобы поблагодарить кабинный экипаж А-330 - Сергея, Алису, Лидию и всех остальных, кто нам очень здорово помогал.

Самое главное: привлечь внимание к нелепой ситуации, когда врач на борту несет всю ответственность за пациента, при этом находясь в заложниках у невидимой «бабы Маши» на земле, не имея в руках нормального оборудования, позволяющего хотя бы оценить сердечный ритм, и не имея в руках нормальной аптечки.

Журналистская активность вокруг этого поста приветствуется - надо менять эту ситуацию - местно и законодательно.

Приветствуется обсуждение принципиальных (в т.ч. юридических) вопросов, связанных с оказанием помощи на борту воздушного судна.

Не приветствуется обсуждение вопроса, как надо было на самом деле лечить этого пациента. Для этого есть аналогичный пост в закрытой группе (кто туда не вхож - увы.)

P.S. Кто захочет мне написать, что надо было мужику просто налить, считайте, что вы это уже сделали. Я вас услышал.

Антон Родионов

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...

Читайте также

Популярные темы