Пора снова становиться страной чудаков и воинов
Знаете, а, ведь, мы были страной чудаков.
Были и перестали быть.
Страна чудаков - это когда каждый четвертый сельский механик, забросив трактора, строил вечный двигатель. Да, получался, как правило, самогонный аппарат, но строил-то он вечный двигатель.
А в столе у скучнейшего бухгалтера находили многотомный роман, позабористей «Войны и мiра». Который он писал без малейшей надежды на то, чтобы издать. Писал, просто потому, что не мог не писать.
А питерская учительница делала вышивки, да такие, что дух захватывало у провинциальных мастериц. А как назвать людей, которые месяцами и без малейшей надежды на выгоду встраивали кораблики с мельчайшими деталями в бутылки из-под кефира и жигулевского пива?
Их были миллионы.....
Чудаки соревновались в изготовлении лучших бутербродов. Был такой конкурс в газете «Неделя», кажется, но могу ошибаться. И, думаю, это были классные бутерброды, не чета «макдональдсам».
А уж как в любом приличном городе хозяйки соревновались в рецептах «Оливье»! И не верьте тем, кто говорит, что это от недостатка продуктов.
А какие вязаные вещи изготавливали наши женщины! Редко, когда продавали. Дарили, меняли в основном. Как пересылали из города собственные выкройки.
А мужчины создавали собственные топливные системы для «Москвичей». Я знаю, я сам видел.
Эти чудаки, несмотря на все запреты, летали на своих планерах с Горы Клементьева, подчас разбиваясь насмерть. Потому, что была у них такая потребность.
Я даже не уверен, летали бы они сейчас, когда это стало дозволенным.
Еще я никогда не забуду программу «Это вы можете» на телевидении, уже не помню на каком канале.
Она как бы была от журнала «Техника молодежи», которым руководил чудной даже с виду Василий Дмитриевич Захарченко. Его в 1984 году сняли с должности то ли за публикацию полит-некорректной (и литературно слабой, надо сказать) второй части «Космической одиссеи» Артура Кларка.
Боже, какую хрень они несли на этой передаче! Они отправляли контейнеры обратным ходом по трубопроводам, ни разу не заботясь о налипании парафинов. Они создавали «гарпунные тормоза» для автомобилей, не думая о том, во что превратятся дороги, которые и без них были так себе.
Они демонстрировали трактор, который пахал колесами. Гениальный Терентий Семенович Мальцев - тоже чудак, блистательный чудак - их бы колесовал на месте. Прямо в студии. Трактором.
А самодвижущийся детский горшок чего стоил. Но они же приезжали к телецентру в Останкино на самодельных автомобилях с пятицилиндровым двигателем-звездочкой, отлитой в обычном гараже. И эти автомобили ездили! И в этот момент, ты понимал, что они не болтуны и не прожектеры.
А потом нам сказали, что чудаки не нужны. Вообще. Что нужны «профессионалы», которые все «невидимой рукой рынка» наладят, построят, обогреют, обустроят. Короче, сделают нам красиво. Мы, и правда, хотели красиво.
Мне иногда кажется, что пресловутую Perestroyka придумали просиживавшие по разным конторкам штаны за чтением Стругацких «замзавлабы» - которые просто завидовали чудакам, поскольку сами в массе своей были бездарны и бесплодны.
Но и мы все виноваты. В конечном счете, это мы «сдали» мы наших чудаков. С потрохами «сдали».
И страна сразу же стала другой. Почти мгновенно.
Нет, мы не стали страной «профессионалов». Почему и как, - сложно сказать. Но то, что вместо «профессионалов» мы получили менеджеров, которые бессмысленными ордами (как имперские штурмовики) заполнили улицы наших городов и экраны телевизоров.
Из страны чудаков мы стали страной менежеров и вуменджеров - разница, согласитесь постоянно и фатально стиралась, закованных в почти стандартные (корпоративный дресс-код!!!) синие костюмы из шерсти «super-120».
Мы стали скучной страной.
Совсем скучной.
Впрочем, Егор Гайдар об этом, как он сам говорил, и мечтал. Правда, сам он в этой скучной стране довольно быстро спился. Я что-то сказал, чего никто не знал?
Они, эти менеджеры и «вуменджеры», называют себя «креативным классом». Смешно.
А что, собственно, креативного в их жизни и работе? Стремление покреативнее наклюкаться "в хлам" в пятницу, потому, что так принято? Покреативнее часами выбирать себе галстук и сумочку?
Вообще, все эти офисы из стекла и бетона (основной цвет - серый), которыми мы так восхищались, в действительности, изумительно энтропийное место. Я знаю, я в таком работал. Место бессмысленных эмоций, гонора, больших и не очень больших денег.
Но место, где все это пропадает, падает в пустоту повседневности, почти не оставляя за собой следа. Разве только «инвестиции» и «пенсионные схемы».
Собственно, «офисный планктон», называющий себя «креативным классом» имеет своей главной целью, - дожить до того момента, когда можно будет не работать.То есть, простите, целью самоназванного «креативного класса» является социальная смерть?
А как же наши бабушки, которые до последнего ехали к нам, на другой конец города, чтобы привести внучатам «вкусьненького»? Для них смыслом жизни было движение. Какая разница в жизненном целеполагании, ощущаете? Какая разница в судьбе!
После этого появился главный лозунг: «Дай» и последующий вой о том, что вам/нам «недодали».
И сейчас настали времена странные, но на горизонте маячат новые - уж больно суровые. И дымком уже попахивает, нехорошим таким дымком, не печным. И уже не только от покрышек с соседней юго-западной территории.
Так, вот, гляжу и думаю: А не пора ли нам вновь становиться страной чудаков?
Чудаков и воинов.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...