Право имеют: как оценивать заявление Канберры про подлодки и "угрозу" Пекину
Австралия продолжает удивлять: страна, ранее расторгнувшая многомиллиардный контракт с Францией, сделала заявление по поводу Китая. Как оказалось, в Канберре ждали того, что Пекин воспримет факт появления у австралийской стороны подлодок как угрозу.
Право имеем: о чём рассказал премьер-министр Австралии
Напомним, что ранее Австралия вместе с США и Великобританией стала частью AUKUS — инициативы, которая заявлена как "оборонная" и направлена на работу в Индо-Тихоокеанском регионе.
Далее Канберра расторгла контракт с Парижем (предусматривал строительство французами 12 подлодок) и заявила: будем строить их сами, помогут Вашингтон и Лондон. Французская сторона назвала этот ход "ударом в спину" и отметила, что доверять Австралии теперь сложно.
Однако на этом в Австралии не успокоились: как сообщил премьер-министр страны Скотт Моррисон, с самого начала всей этой истории расчёт делался и на то, что Китай увидит в австралийских подлодках угрозу.
"Я считаю, что так и должно быть. Австралия имеет полное право принимать решения в наших суверенных интересах для обеспечения нашей обороны, для работы с нашими партн`рами, для создания более стабильного региона, для обеспечения эффективного баланса в интересующем регионе", — объяснил Моррисон для CBS.
При этом политик уверен: причин, которые могли бы стать основанием для "ответа" Пекина, нет.
Большая разница: о военной и политической логике
Как можно оценить такое заявление? Это попытка спровоцировать Китай, "указка" от Вашингона — или реальное мнение, реальный взгляд на вещи от Канберры? Мнением делится Василий Михеев, академик РАН, доктор экономических наук.
У военных, объясняет эксперт, есть своя логика, и она достаточно проста: если у "чужих" появляется подводная лодка, которая находится в водах, представляющих для "своих" стратегический интерес, то "свои", естественно, считают её угрозой, поскольку меняется баланс.
"Но тут очень важный для понимания ситуации момент. Военная наука разделяет две вещи — возможность и намерения.
Новая подводная атомная лодка, конечно, увеличивает морские возможности Австралии. Однако вопрос о намерениях — это уже вопрос политического руководства.
С точки зрения военной логики — да, это изменение баланса сил не в пользу Китая. А с точки зрения логики политической — ни Канберра, ни Пекин воевать друг с другом не собираются", — отмечает Михеев.
Так что военного конфликта не будет — к нему нет предпосылок. Говорить, соответственно, стоит не о провокациях или "указках", а о реальном взгляде на вещи, который представила Канберра. Однако военная логика, разговоры о том, что увеличивается количество вооружений, понимаются порой в негативном аспекте.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...