Граждан заставять жить по закону
СТАТЬИ НА ТЕМУ: Требуешь порядка в стране - соблюдай законы сам
"Хозяевам жизни" не нужны провинциальные неудачники
РЖД внедряют на электричках новые методы борьбы с "зайцами". Их будут ловить с милицией (раньше такого не было), билеты станут проверять на входе в вагоны, да еще и не с каждым билетом пустят. Ужесточение борьбы с безбилетниками вызвано, в частности, тем, что в январе неплательщиков стало больше на 24%, чем в том же месяце прошлого года. Очевидно, из-за троекратного повышения цен на билеты, о чем писали "Известия" в нескольких номерах. В целом за 2009 год убыток дороги от "зайцев" по всей России составил 1 млрд долларов.
На Савеловском вокзале появился продавец лотерейных билетов в куртке красного, корпоративного цвета РЖД. Он крутит барабан с билетами а-ля моментальная советская лотерея "Спринт".
Могло ли в известные времена Министерство путей сообщения (ныне ОАО "РЖД") представить себя в таком амплуа? Беру два билета "Экспресс" за 25 рублей каждый, отрываю края: один - выигрыш в 25 рублей, другой - без выигрыша.
Зачем это железнодорожникам? Казино упразднены, а азарт у людей остался. И РЖД нужны деньги. По данным ведомства, в январе 2009 года на электрички было продано 79,2 млн билетов. В январе 2010 года - 60 млн, то есть на 24% меньше. Возможно, люди стали реже ездить, но на самом деле они все чаще обходятся без билета.
"Зайцев" трудно подсчитать по головам, но известно, что убытки РЖД от пригородных перевозок в прошлом году составили 30 млрд рублей. Из них 5 млрд - убытки Московской железной дороги (МЖД). На ее долю приходится половина пассажиропотока страны.
Суперохранники на Савеловском вокзале
В январе на охрану турникетов Савеловского вокзала заступила частная фирма. Охранникам даже разрешили украсить форму надписью "РЖД-охрана". Впервые монополист стал делиться своим названием с коммерсантами в прошлом году, разрешив таксистам Курского вокзала называться "РЖД-такси". Сменить охрану именно в январе было важно, так как тарифы на электрички выросли в том месяце в 2-3 раза, и пассажиры принялись искушать прежних секьюрити уже не десятирублевками, а пачками из трех таких купюр. Но у этих парней зарплата 20 000 рублей (существенная, особенно для подмосковных кадров) и лицензии частных охранников. Поймают на взятке - прощай работа и лицензия. Их предшественники работали только в часы пик, а в остальное время электрички шли с "зайцами". "РЖД-охрана" работает с открытия и до закрытия вокзала. Ее поддерживает милиция. "Зайцы", привыкшие обходить турникеты по шпалам, где раньше были неуловимы из-за численного перевеса, теперь иногда натыкаются на милиционеров транспортного УВД и вынуждены показывать документы, а также объяснять, "чего ходим по путям"?
Вернувшись на платформу вокзала, чтобы как-то выйти в город, "зайцы" идут в кассу на выход. Еще недавно там можно было купить самый дешевый билет за 26 рублей и выйти по нему через турникеты. Но с 22 января "касса оформляет билеты только от станций, где не работают кассы, - гласит объявление. - Ближайшая неработающая - на ст. Каналстрой. Проезд от ст. Каналстрой до Савеловского вокзала - 125 рублей". Такое пятикратное подорожание билета на выход первый раз ввели в октябре 2008 года. Но общественная организация по защите прав потребителей "Общественный контроль" подала иск к РЖД об отмене новшества. Транспортники отменили его, не дожидаясь решения суда. В 2009 году Мещанский суд признал новшество незаконным, а РЖД обжаловало это решение. Тогда Мосгорсуд его отменил и отправил на новое рассмотрение. В декабре 2009 года Мещанский суд признал новшество законным.
Контролер в каждом вагоне на Ленинградском
В еще одном иске "Общественный контроль" требует отменить повышение платы за выход со станций Ленинградского направления. Сейчас она составляет 42,5 рубля вместо 26.
- 70% пассажиров, отправляющихся с Ленинградского вокзала, покупают самый дешевый билет - до следующей станции Рижская, а выходят там 10%, - говорит Евгений Хмелевских, глава ОАО "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" (МТППК), обслуживающего Ленинградское направление. - Остальные едут дальше. А билет им нужен, только чтобы пройти через турникеты.
С 20 февраля на Ленинградском направлении (Москва-Химки-Зеленоград-Клин-Тверь) в каждом вагоне четырех самых популярных электричек будет работать по одному кассиру-контролеру. На станции отправления он пустит внутрь только пассажиров с билетами. А на промежуточных станциях будет продавать их тем, кто сел "зайцем". В экспресс пустят только с билетами до станций, на которых он останавливается. Это не позволит пассажирам экспрессов ездить на дальние расстояния по цене одной зоны. Сопровождать составы будут частные охранники и милиционеры, которые раньше реагировали главным образом на уголовные инциденты в пути.
- Мы заинтересованы в сопровождении, так как выяснили, что в таких поездах преступность падает до нуля, - сообщила "Известиям" подполковник Татьяна Агапова из Московского УВД на желдортранспорте.
- По моим наблюдениям, с отдельных поездов Москва-Тверь мы ежедневно недополучаем по 100 000 рублей, - говорит Михаил Зайцев из департамента пассажирских сообщений РЖД. - Это значит, что затраты на кассиров и охрану окупятся с лихвой.
Кроме того, железнодорожники намерены поправить Административный кодекс.
- В сутки у нас на Ленинградском направлении проходит 15 тысяч "зайцев", - рассказал "Известиям" Евгений Хмелевских. - Повышать штрафы, как в Европе, до 40 евро бессмысленно - наши пассажиры не потянут. А отработать эти деньги, подметая вокзал, реально. Будем привлекать юристов к разработке законодательных инициатив.
Источник: ИЗВЕСТИЯ
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...