Кто устроил партизанскую войну в химкинском лесу?
Корреспондент «КП» Евгения Супрычева побывала на поле битвы вокруг трассы Москва - Питер
КИНО «ПРО БАТЬКУ МАХНО»
События вокруг Химкинского леса напоминают съемки экспериментального авторского фильма. Кино и впрямь странноватое: немного драма, немного комедия, а большей частью детектив с привкусом абсурда.
Началось все еще в 2007 году. Тогда решили строить скоростную трассу Москва - Санкт-Петербург. Проектов было несколько (см. графику). Но как ни кроили, получалось, что часть трассы пройдет через Химкинский лес. Стало быть, надо вырубать. И вот тут поднялись местные жители: не позволим! И действительно, три года судятся, строчат петиции, устраивают митинги... Не помогло. Проект согласовали, подписали и наняли подрядчика. Наконец началась вырубка. Без громких объявлений, втихаря. Экологи обнаружили просеку 15 июля. В тот же день мобилизовались и поставили на просеке лагерь. Но пасаран! Не пропустим технику!
Метод старый. И итог обычно один: лагерь экологов разгоняет милиция, а техника прет дальше. Но только не в этом случае. Химкинские защитники леса стояли лагерем целую неделю: спали, жарили сосиски, пели песни под гитару... Милиция - ноль внимания. Про бунтовщиков уже стали забывать, как вдруг...
«На лагерь экологов напали неизвестные в масках! - посыпались сообщения в СМИ. - Защитники леса подозревают, что это воинственные футбольные фанаты!»
Через пару дней - новое сообщение: «Антифашисты атаковали здание Химкинской администрации! Забросали здание дымовыми шашками, оставили надпись «Не позволим вырубать русский лес» и скрылись».
А вскоре очередное потрясение.
«Группа подростков закидала камнями Химкинское отделение Сбербанка, который якобы планирует финансировать строительство трассы! - передали информационные ленты. - Ответственность за акцию взяли на себя анархисты».
Все. Приехали. Не хватало только батьки Махно.
НЕ ФАНАТЫ, А РЯЖЕНЫЕ
Основных вопросов два... нет, три.
Во-первых, что делают люди, похожие на фанатов, в лесу? Во-вторых, с какого перепугу экстремисты вдруг озаботились экологией? И наконец, кто такие эти экологи и не являются ли они марионетками в чьих-то шаловливых ручонках? Будем разбираться.
Итак, все самое интересное началось с приходом людей в масках. Дело было на рассвете. В лагере экологов тишина - все спят (лагерь, напомним, стоит на просеке). И лишь один чудик возится у костра. Из предрассветного тумана выходит толпа человек двадцать - все в трениках и белых масках. И прут прямо на лагерь. Проснувшиеся экологи в панике, вжимаются в землю, звонят в милицию. Тем временем мужики обходят лагерь стороной и становятся в стенку. В течение получаса люди в трениках и экологи гипнотизируют друг друга взглядами. Мхатовскую паузу прерывает участковый (экологи вызвали). И вот с его приездом защитников леса словно прорвало: кто-то ложится под милицейский «бобик», блокируя выезд. Кто-то пытается оттолкнуть мужиков в масках, продираясь к технике. Обалдевший участковый вызывает подмогу. Лагерь экологов сворачивают в два счета.
- А фанатов (я уверена, что это были футбольные фанаты) спокойно отпустили! - возмущается лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова. - Даже документы не проверили.
- Это, наверное, потому, - размышляют журналисты, - что они-то на технику не бросались. В отличие от вас...
- Мы были вынуждены! - возражает Чирикова. - Экскаваторы за спиной фанатов загудели, и их надо было остановить. Что касается милицейского «бобика»... Участковый походил, посмотрел, не заметил ничего подозрительного и собрался уезжать. Нормально? Но мы-то понимали, что, как только он уедет, фанаты нас растерзают! Решили задержать милиционера хотя бы до приезда журналистов.
Но если бы незнакомцы в масках действительно хотели их растерзать, то управились бы до приезда участкового. Да и потом, во время «прорыва» экологов к технике могли повредить им ручки-ножки. Однако все экологи живы-здоровы.
- Так и было задумано, - объясняет, сидя на кухне баптистской церкви, пастор и он же директор компании-застройщика «Теплотехник» Александр Семченко. - Нужно было всего лишь спровоцировать экологов. Вы посмотрите, что они с перепугу натворили. В присутствии милиционера бросались на экскаваторы. Участкового чуть ли не в плен взяли, фактически вынудив его вызвать подмогу.
- А вы все это подстроили? - уточняю. - Наняли людей в масках?
- Мне нужно было убрать лагерь, - разводит руками Семченко. - Ситуация была тупиковой. Милиция вмешиваться не спешила, твердили, что экологи ничего не нарушают. Вот они и нарушили... Сыграли как по нотам. Нужно было лишь немного направить. Как только они разбили свой лагерь, мы заслали туда своих казачков. Они прикинулись сочувствующими: ночевали, митинговали. А в нужный момент подыграли. Кто сейчас вспомнит, кто звонил в милицию, кто первый бросился на технику... Или кто подсказал Чириковой, что нужно ложиться под милицейскую машину.
- Но если у вас такой хитрый план, почему целую неделю терпели экологов?
- Разгребал авгиевы конюшни, - хмурится Семченко. - Там ведь как все получилось? Вырубка началась еще в мае. Но субподрядчик фактически завалил проект. У него не было ни специальной техники, ни охраны. По-хорошему, работы на две недели. А они проваландались целый месяц, пока на них случайно не набрели экологи. Дальше - лагерь, протесты. Пришлось срочно вмешаться: меняем подрядчика, нанимаем охрану. На все это уходит неделя. А потом заключительный этап.
- Приход «фанатов»? - уточняю.
- Это были не фанаты, - поправляет Семченко. - А сотрудники охранной фирмы, которых я нанял для охраны объекта. А настоящие фанаты... Мало ли как они себя поведут. Это все экологи распустили слухи: фанаты, фанаты. И вот что получилось в итоге: антифашисты напали на Химкинскую администрацию. Даже не думал, что они могут так отреагировать...
КАК РАЗОЗЛИЛИ МИЛИЦИЮ
Они еще и не так могут! На самом деле экстремисты и не посмотрели бы в сторону Химкинского леса, если бы не мнимые фанаты. Антифа, узнав про незваных гостей в Химкинском лесу, приняли их за своих главных врагов - националистов. Уж больно оказались похожи: маски, спортивная одежда, бицепсы... Но раз те выступили на стороне силы, антифа решили вступиться за обиженных экологов.
Почему громили именно администрацию Химок? Потому что власть и чиновники, по мнению антифа, - это зло. А базируется это зло как раз в здании администрации (раз события разворачиваются в Химках, антифа, особо не размышляя, решили «мстить» местной власти).
- А потом выступило радикальное крыло анархистов - громили здание банка, - продолжает заместитель директора информационно-аналитического центра «Сова» Галина Кожевникова. - Просто чтобы напомнить о себе. Из серии «раз пошла такая пьянка».
Умышленно ли были спровоцированы антифа или нет, но акции экстремистов явно на руку застройщику. Потому как при таких раскладах милиция уже не могла мирно любоваться экологами. И стражи порядка кинулись ловить Чирикову.
- Вообще-то в подобные дрязги милиция старается не влезать, - говорит депутат Госдумы генерал-лейтенант милиции Александр Гуров. - Это пожелание периодически озвучивает руководство МВД. И оно право. А то чиновники завели моду: кашу заварили - и в кусты. Стравливают милицию с народом. И как тут «повышать имидж правоохранительных органов»? А повышать надо. Но, с другой стороны, если идет явное нарушение порядка - делай, что должен.
И милиция, отбросив реверансы, взялась за дело. На месте вырубки теперь не просто милицейский кордон, а целый лагерь. Жесткий разгон митингов экологов и регулярные (хоть и правомерные) задержания Чириковой.
В итоге народное большинство симпатизирует экологам. Они ж вроде как пострадавшие за родную природу! Но не стоит торопиться с выводами.
ЭКОЛОГИ - НЕВИННЫЕ ОВЕЧКИ?
Зачастую экологи лишь прикидываются бескорыстными борцами за все хорошее. Не секрет, что большинство кормятся от западных благотворительных фондов. Сидят на грантовой игле. А гранты бывают всякие, вплоть до срыва строительства завода, газопровода... Но все это не про химкинцев.
- У них, насколько я знаю, организация официально не зарегистрирована, - говорит сотрудник некоммерческого партнерства грантодающих организаций «Форум доноров» Ольга Чиненова. - А значит, сотрудничество с ними невозможно.
А что тогда возможно?
28 июля, как известно, случилось два события - громкий разгон лагеря экологов и налет антифа на здание администрации.
Но сначала был митинг у химкинского Дома культуры.
- Лес рубят прямо сейчас! - страстно призывает Чирикова, взобравшись на ступеньки. - Мы должны остановить технику!
Народ потупил взгляды. Из гудящего роя толпы отделилась лишь небольшая кучка. Бегут за Чириковой на остановку. Добираются на перекладных. В районе просеки их уже поджидают два десятка сочувствующих. Стали думать, что делать. К технике не прорваться: перед ней милицейский лагерь. Чирикова растерялась. Толпа решила действовать по своему усмотрению. Одни пошли в лес. Другие - строить баррикады.
Большую часть народа увел за собой лидер «Яблока» Сергей Митрохин. Эта группа выстроилась вдоль ОМОНа: кричали, требовали начальника. Орали, орали... Часть людей, устав, уехали не прощаясь. Другие разбрелись по опушкам. Чирикову вообще никто найти не может.
«На успешный бизнес-проект это не похоже, - думаю, наблюдая за общим сумбуром. - И даже не потому, что у экологов нет своего транспорта, профессиональных юристов и штаба (собираются во дворе у Чириковой), а из-за отсутствия дисциплины. Будь я заказчиком, меня бы такая канитель не устроила. Тут надо либо менять Чирикову на более сильного лидера, либо приставлять к ней специально обученных людей. Профессионалов, которые бы держали дисциплину и главное - заранее продумали план действий. Впрочем, может, с экологов и спрос невелик: воду баламутят, в прессе мелькают. И достаточно».
Знакомлюсь с другими защитниками леса. Есть костяк человек 15. Эти борются сугубо за идею. Фанатики. Хоть и не признаются.
- Раньше работал в спорткомитете при администрации, - говорит один из защитников леса Николай (вылитый Тарзан). - Но когда там узнали, что состою в движении, меня «ушли». И раз уж все равно «ушли», какой смысл бросать борьбу?
- А у меня все время свободное, - рассуждает, усевшись на бревно, Серафима, как бы юрист мятежных экологов. - Я на пенсии. Сейчас изучаю Лесной кодекс. Конечно, трудно разобраться, по образованию-то я инженер. Попытаюсь...
Судя по тому, что все иски проиграны, не очень получается.
- А я просто люблю это дело! - ударяет кулаком о кулак блондинка лет сорока с огромным рюкзаком за плечами. - Митинги, баррикады... Это мне как отдушина. Дома не могу находиться. Смотреть, как дочь пропадает... Была отличницей, а стала игроманкой. Забираешь компьютер - тычет вилками себе в горло. Не знаю, что делать, пока воюю за лес...
Но на самом деле женщина воинственна лишь на словах. Когда заварушка, экологи отходят в сторону. Весь спектакль с пламенными речами разыгрывают депутаты. Например, тот же Митрохин, ему аккомпанирует депутат Госдумы Антон Беляков. Но им положено - у них вечные выборы.
Не остаются «добровольцы» и на ночевку в лагере. Чуть стемнело - заторопились по домам. У костра, помимо Чириковой, - с десяток «бойцов».
Три девицы из артгруппы «Война» (это их товарищ Леня по кличке Долбо... в мае пробежался по крыше машины с мигалкой, напялив себе на голову синее ведерко). Многие считают этих ребят позерами-неудачниками. Но сами они мнят себя творцами, работающими в жанре «уличное искусство».
- Здесь ищем вдохновения, - поясняет свой приезд «творец» Надежда. - Попартизаним, может, что-нибудь сымпровизируем.
Зрители уже заняли свои места. Так, у палатки распластался-развалился бородач в порванных кедах: длинные волосы, фенечки, одурманенный взгляд.
- Ты кто? - спрашиваю, нагибаясь к парню.
- Я Хранитель радуги, - говорит.
- Понятно, - киваю. - А я тогда королева грибов.
Остальные неформалы тоже явно не просто так. Есть и толкинисты, и феминистки. И часть из них по совместительству члены движения «Солидарность» (в этом же движении почти все депутаты от оппозиции). Их направили в лагерь. Обещали вознаграждение.
- Тысяча рублей за ночь, - говорит один из неформалов. - Даже если разгонят. В принципе мне нетрудно. Все равно работы пока нет...
Но как-то маловато «наемников», всего шесть человек, недоумеваю. Партия могла бы прислать и больше народу.
- Но зачем? - говорит директор Института политических исследований Сергей Марков. - Депутатам главное - пропиариться. А чтобы иметь моральное право находиться среди экологов, они должны оказать некую символическую поддержку. Подсобят людским ресурсом, возможна небольшая финансовая поддержка. Кроме того, депутатские запросы и разрешения на митинги...
ДОРОГА К ЛИЧНЫМ ЦЕЛЯМ
Чирикову понять можно: общественная борьба, Жанна д’Арк и все такое. Короче, политические амбиции разыгрались. А может, их раздули искусственно?
- В них заинтересованы многие, - говорит экс-председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. - Во-первых, это могут инвесторы, которые уже купили землю в предполагаемом месте прокладки трассы.
Напомним: изначально было несколько проектов. В принципе логично первым скупить земли вдоль будущей трассы, а потом перепродать за бешеные деньги (после строительства трассы стоимость земли подскакивает на 30 - 40 процентов. - Авт.).
Но, с другой стороны, не слишком ли это рискованно - делить шкуру неубитого медведя, если проект еще не утвержден?
- Предварительно инвесторы, конечно, ведут переговоры с чиновниками, которые утверждают проект, - продолжает Кабанов. - И уже заручившись их поддержкой, вкладывают деньги. Ну а вообще первыми о проектах узнают сами чиновники. И, конечно, стараются всех опередить.
Дальше каждый тянет одеяло на себя: этот проект - нет, этот. Побеждает тот, кто сильнее. Остальные в пролете. На кой черт им земля без трассы? И вот тут экологи как нельзя кстати. Вроде сошки мелкие, движение их хаотично. Но бучу подымают будь здоров.
- Да, они действуют на руку определенным силам, - продолжает Кабанов. - Но эти силы их не финансируют. Зачем платить за ту работу, которую люди готовы делать бесплатно? Даже в пиаре есть такое понятие, как самотек и проплаченная акция. Так вот экологи - это самотек. Но каждый его использует в своих интересах. Ведь люди не теряют надежды «вернуть» трассу к первоначальным проектам. А экологи - хороший, хоть и формальный, повод, чтобы без конца поднимать эту тему.
Другие, кивая на экологов, давят на потенциальных инвесторов трассы. Дескать, посмотрите, что там творится. Это ведь дополнительные финансовые риски. Ну и плюс к самим экологам прилепилась масса народу: депутаты, неформалы, экстремалы. Кто ищет пиара, кто - денег, кто - развлекухи. И только кучка народу по-прежнему помнят, за что воюют.
- Их возмущение понять можно, - кивает Кабанов. - Посмотрите на утвержденный проект. За счет петли длина дороги увеличивается как минимум на 10 километров. Это что значит? Значит, что откат чиновникам растет - там же считают «в километрах». А откат у нас - это 60 процентов стоимости трассы. Опять-таки земля. Полагаю, будет так: со временем большую часть леса выведут из лесного фонда под каким-нибудь предлогом. И там вырастут элитные коттеджные поселки.
Похоже, так и будет. Дорога нужна - спору нет. Она частично освободит вечно стоящую в пробках Ленинградку, разгрузит Клин, Солнечногорск, Тверь, Вышний Волочек, через которые проходит старая трасса. И даст водителям возможность добраться из Питера в Москву всего за 5 - 6 часов. Все здорово. Печально только, что на эту трассу слишком многие глядят как на дорогу к личному благосостоянию или славе. И что им лес? Лес пусть идет, извините, лесом.
КОММЕНТАРИЙ МИЛИЦИИ
- У подрядчика есть все необходимые документы на вырубку леса, - говорит начальник Управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Евгений Гильдеев. - Экологи же нарушают общественный порядок. Евгению Чирикову никто не преследует и не травит. Что касается ее задержания 4 августа у здания Независимого пресс-центра - это был вынужденный шаг. Дело в том, что Евгения должна была явиться в суд (против нее возбуждено два административных дела - «за организацию несанкционированного митинга» и «оказание сопротивления сотрудникам милиции»). Но она не пришла. Тогда суд вынес постановление о ее принудительном приводе. Учитывая, что Чирикова по месту регистрации не проживает, мы были вынуждены караулить ее у пресс-центра. Что касается разгона их митингов... Они не санкционированы - мы вынуждены принимать меры.
ХРОНИКА БОРЬБЫ
Весна 2007 года. Химчане узнали о постановлении губернатора Московской области Бориса Громова о том, что по лесу должна пройти платная скоростная магистраль Москва - Санкт-Петербург.
Осень 2007 года. Направлено письмо за 5000 подписей в приемную президента с просьбой изменить маршрут трассы.
Весна 2008 года. Все ходатайства защитников леса отклонены Таганским судом Москвы.
Лето 2008 года. Установка и разгон палаточного городка в Химкинском лесу.
Осень 2008 года. Избит главред «Химкинской правды» Михаил Бекетов. По одной из версий, нападение на него связано с борьбой за лес, в которой Бекетов принимал активное участие.
Осень 2009 года. Правительство подписывает распоряжение «о переводе земель Химкинского леса в земли транспорта и промышленности», тем самым ставя жирную точку в споре: законно или нет вырубать лес. Получается, что законно.
Зима 2009 года. Лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова баллотируется на пост мэра Химок и занимает третье место.
Лето 2010 года. Начинается вырубка просеки, экологи разбивают палаточный городок в Химкинском лесу.
Схема «КП»: какие проекты предлагали чиновники и борцы за Химкинский лес
|
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...