Наши
сообщества

Мертворожденный проект

Просмотров

Николай Троицкий пишет:

Группа деятелей из «внесистемной оппозиции» выступила с декларацией о намерениях создать очередную коалицию. В нее обещают войти четверо бывших: экс-премьер Михаил Касьянов, экс-вице-премьер и экс-губернатор Борис Немцов, бывший лидер фракции «Нашего дома - России» в Госдуме Владимир Рыжков и бывший глава молодежной организации партии «Яблоко» Илья Яшин [по предварительным данным, вместо Яшина - бывший замминистра ТЭК Владимир Милов - прим.ред.]

В принципе, подобного рода коалиции приобретают некий политический смысл только в случаях, когда их начинают запрещать, преследовать, прессовать и не допускать до выборов. В таких обстоятельствах у неудачников появляется ореол «жертв режима». Они тут же привлекают внимание средств массовой информации, особенно зарубежных, и получают некоторые основания для заявлений на тему «вот если бы нам дали, мы бы развернулись и всем показали»...

На самом деле, у внесистемной оппозиции нет ни малейших шансов на электоральный успех.

По нескольким объективным причинам, а вовсе не из-за гонений или преследований.

Прежде всего, сами такие коалиции чрезвычайно хрупки и ненадежны. За последние десять лет их пробовали создать, как минимум, четыре раза. Они носили разные названия - Комитет-2008, «Другая Россия», Национальная ассамблея, «Солидарность». И, как правило, они разваливались еще до начала избирательных кампаний.

Основания для такой непрочности тоже вполне объективны. Объединения раздирает жестокая и суровая внутривидовая борьба, вызванная непримиримыми противоречиями. Главная причина этих противоречий - схватка за лидерство. Практически за каждым из предполагаемых членов коалиции стоит хоть маленькая, но своя организация. И им хотелось бы рулить дальше.

Кроме того, в «прошлой жизни», до перехода во внесистемную оппозицию, многие из них занимали высокие государственные посты и не видят резонов уступать руководящие позиции тем, кто таких постов не занимал. Те же, в свою очередь, полагают, что у них больше оснований для лидерства именно потому, что другие уже побывали в начальниках, и теперь нужна свежая кровь.

Время от времени потенциальные лидеры объявляют о том, что у них «нет амбиций» и что они «не стремятся к власти» - и назначают друг друга сопредседателями всевозможных коалиций. Но противоречия между сопредседателями никуда не деваются, и коалиции неизбежно распадаются. Да и не очень годится коллективное руководство для предвыборной борьбы. Тут вступает в силу старинная русская поговорка про семь нянек, у которых дитя без глазу.

Но допустим, что очередная, пятая по счету оппозиционная коалиция не развалится и доживет до выборов. У нее как у политической силы еще один врожденный недуг: отсутствие реальной позитивной программы. То есть они твердо знают, кого надо отправить в отставку. Это их объединяет - лозунг «Долой!» и требования провести «честные выборы».

Кстати, чем упорнее их будут не регистрировать и не допускать до тех самых выборов, тем дольше их блок или союз может не распадаться. Иногда создается впечатление, что, не позволяя внесистемным деятелям полноценно включиться в избирательную кампанию, их спасают от сокрушительного поражения.

Самим своим существованием они олицетворяют известный тезис Карла Маркса, сформулированный им в эссе «18 брюмера Луи Бонапарта»: история повторяется дважды, один раз как трагедия, второй раз - как фарс.

В сталинскую эпоху, в конце тридцатых годов ХХ века, был изобретен удивительный термин «право-левый блок». Понятно, что подобной организации не существовало в действительности, что не помешало расстрелять всех, кого причислили к этому противоестественному конгломерату.

Но получилось так, что в конце ХХ века «право-левый блок» стал реальностью. Причем сразу в двух ипостасях.

Во-первых, в новейшей истории - постсоветской - уже несколько раз возникали объединения, единство которых держалось только на противостоянии «режиму», так как они состояли из несовместимых элементов. Один из последних примеров - так называемая «Другая Россия», в мероприятиях которой солидарно участвовали и стояли рядом на трибуне респектабельный либерал Михаил Касьянов и отчаянный радикал, коммунист Виктор Анпилов.

Во-вторых, даже после того, как эти фантастические конструкции рассыпались, словно карточные домики, невероятная идеология «право-левых блоков» воспроизводилась в политических программах: и отдельных внесистемных партий-движений, и их временных объединений.

Эти программы зиждутся на двух взаимоисключающих основах - либеральной и социальной. С одной стороны, они полны призывов дать свободу бизнесу и минимизировать роль государства.

С другой стороны - состоят из обещаний повысить пенсии, зарплаты бюджетникам и всяческие пособия.

Именно такова особенность программы с ярким и хлестким названием «300 шагов к свободе», с которой собираются идти на выборы оппозиционные коалиционеры.

Строго говоря, почти все предвыборные программы неосуществимы, все политики обязательно обещают, да не всем верят, и мало кто спешит выполнять обещания. Но применительно к Касьянову, Немцову и другим ситуация усугубляется тем, что почти все они уже были у власти, проводили совсем другую социальную политику и хорошо запомнились будущим избирателям. Едва ли эти избиратели поверят в перерождение бывших начальников. Поэтому в самом лучшем случае новая оппозиционная коалиция сохранится до выборов и не развалится еще до того, как ей дадут эти выборы проиграть.

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

"Солидарность": Коалиция - колоссальная ошибка Бориса Немцова

В нерожденной коалиции уже началась борьба лидеров, Лимонов негодует

Эксперты не видят 'жизнеспособности' в коалиции либералов

 

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы