Наши
сообщества

Зона Neverland

Просмотров

Арина Холина пишет:

СССР - это такая фантастическая Neverland, страна, которая состояла из мифов и преданий, страна, которой будто и не было, потому что просто не могло быть. Одной из легенд этой придуманной земли был народец, который называли интеллигенцией.

Позже, когда страна изменила статус, а интеллигент получил определение «вшивый», этот народец охарактеризовали как «работников умственного труда». То есть культуру и этику растеряли. Но считалось, что у советского интеллигента всё-таки есть лучшее в мире образование и он самый читающий.

Интеллигент был замечателен тем, что ходил, например, в театр. Собирал книги. Причём, как выяснилось позже (при разборе завалов унаследованных квартир), что собирательство это было паническим и бессмысленным.

Скорее всего, тем самым вшивым и советским интеллигентом повелевала мания накопительства, а если копить, кроме книг, было нечего, то копили и книги. Этот советский интеллигент, а с ним и русский, никогда не был по-настоящему хорошо образован, потому что «лучшее в мире образование» подгоняло знания под мерки социалистических принципов. Широкий кругозор, на самом деле, бежал по узкому руслу советской идеологии. И даже самые продвинутые, самые несогласные, они всегда были лишь частью легенды.

Вот представим типичное логово интеллигентов. Квартира, допустим, на «Соколе». Пушкин, опальная Цветаева, Маяковский, Бунин, Тургенев, Достоевский. На стёклах типовых книжных полок скопилась пыль. Зато на сервизе «Мадонна» пыли нету. Это святое. Вожделенная стенка. Тёплый плед. Ковёр на стене. Польская кухня в серую клетку.

Безобразная, безвкусная жизнь, так верно названная бытом, выдаёт феноменальную нехватку эстетических ориентиров. В комиссионных полно дармового антиквара, который эти же интеллигенты выкидывают без сожаления. А у них стенка. Хрусталь в хельге.

Да все эти сервизы надо было разбить об интеллигентные головы, чтобы вышибить накопленную годами чушь. Чушь, кстати, в интеллигентных семьях копилась и на балконе. В виде прогнившего хлама. Чушь тащили на дачи, чтобы ходить там в тряпье и отдыхать на сырых матрасах. Культурный человек может жить в аскезе, в сквоте, в пещере, но он не способен дышать одним воздухом с перламутровыми чашками, на которых дурно отштампованы какие-нибудь вульгарные пастушки. Не способен спать на гнилых тряпках и жрать салат «Мимоза» с сайрой.

Эти самые работники умственного труда, может, мешки и не ворочали, но ни культура, ни этика, ни интеллект не имеют к ним ни малейшего отношения.

Они отвечали неким потребностям идеи: вот должны же быть в стране образованные люди, которые читают стихи и посещают театры, они транслировали некие псевдоинтеллектуальные ценности, придуманные и утверждённые властью. Они зябли в своих институтах и редакциях, восхищаясь тем, чем не опасно восторгаться. Или же чем опасно, но тоже в строго заданных рамках. Даже свободолюбие и сопротивление режиму отмечалось в строгих пропорциях, по рецепту. Всё, что так похоже на культуру, было лишь тонким слоем лака на невежестве и дикости. Рассуждениями о Вознесенском и Любимове эта интеллигенция лишь заполняла время, компенсировала нехватку бульварного чтива и примитивных развлечений.

Массовая культура здесь всегда была чудовищной. Она так и не поднялась с уровня ярмарочных развлечений и элементарного дебоша. Для некого и внутреннего, и международного реноме и образовали эту интеллигенцию, ручную и невежественную, которая с трудом отскребла руки от земли и копоти, схватила этими грубыми пальцами Достоевского и сделала его своим кумиром, потому что они ведь уже не твари дрожащие, а право имеют. Это они сейчас скупают Донцову. Они подпевают Кате Огонёк. А с чего, вы думали, такая популярность у junk литературы/музыки/ТВ? А? Откуда столько читателей, слушателей?

Причём «все эти люди», что падают в обморок при виде книг Александры Марининой и трогают своими руками исключительно Бориса Виана или хотя бы Максима Кантора, они (я сама видела!) лихо отплясывают, что твои рэкетиры в ресторане на Таганке, под эти удалые напевы.

Но интеллигенции нравится. И даже особенно продвинутым хипстерам. Потому что это отвечает их нравственным запросам. Их воспитали на толерантности к Софии Ротару и книгам Рыбакова. Не то чтобы Ротару в чём-то провинилась. Но она глубоко местечковая, как сало или мясо бобра, она вне международного контекста современной культуры.

Поэтому там Леди Гага, а у нас Сергей Зверев. Элтон Джон - Борис Моисеев. Мадонна - Пугачёва, примадонна. Брет Истон Эллис - Сергей Минаев. Элизабет Джордж - Татьяна Полякова. Егор Кончаловский - Гай Ричи. Ну и так далее. Русский морально-этический феномен лениво жевал культурную баланду, которой его кормили надзиратели этой просторной страны. Ещё в школе они послушно писали, что Екатерина - луч света в тёмном царстве, Чехов - обличитель мещанства.

У них не было, нет и не будет намёка на собственное мнение, а, значит, их интеллектуальный труд лишь навык, а не работа ума и воображения.

Именно для всех этих людей играл «Ласковый май» - это они, инженеры и газетчики, покупали записи группы «Комбинация», это на их корпоративах сейчас грохочут Дима Билан, Филипп Киркоров и группа «Фабрика». Это они в караоке поют «Кабриолет» Успенской и «Владимирский централ» группы «Лесоповал», а потом ругают «Дом-2», Ксению Собчак и программу «Максимум».

В них нет органической несовместимости с пошлостью и глупостью, с бездарностью и вульгарностью. Все эти качества даёт развитый интеллект, воспитанный вкус, некая культурная нравственность, но они не могут похвастаться такими характеристиками, потому что до сих пор считают, что золотая лепнина - это красиво.

Горизонт проясняется, стоит лишь набрать в «Яндексе» «ковры» или «диваны». За пару секунд начинается воспаление глазной сетчатки. Со множества сайтов обрушиваются шедевры дурного вкуса - от позолоченных подлокотников до помпезных штор с кистями размером с голову сенбернара. Люди, способные мирно существовать с портьерами в ангелах и розах, безнадёжны. Они скорее разбогатевшие овцеводы, а не работники интеллектуального труда. И простенькая шведская ИКЕА уже представляется Эрмитажем, Букингемским дворцом.

Ведь культура - это не только торжественные чтения Достоевского в туалете. Это весь спектр жизни - от острой непереносимости Муз-ТВ до невозможности сочетать в интерьере красный с синим. Это и знания о том, что в 1974 году был жуткий финансовый кризис. Это когда не можешь бросить из окна машины банку от газировки. Когда журналист не может себе позволить написать «я не понимаю Малевича».

Это и отсутствие страха, и внутренней и внешней цензуры, потому что есть чёткая система приоритетов, в которых ковёр с пандой, шерсть, производитель (бугага) Италия, 14 000 рублей, не может быть дороже свободы. Причём свободы не в общем величественном смысле, а хотя бы свободы выбора, даже на уровне парфюмерии.

Современная интеллигенция, за редким исключением, способна производить и потреблять лишь нечто, похожее на уголовную субкультуру и частушки. Протестовать внутри заданных собственным ограниченным сознанием координат. Спорить с отражением.

(процитировано частично)

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы