Наши
сообщества

Неквалифицированная провинция или профессиональная Москва?

Просмотров

"Труд" пишет:

Денис Стромынский - москвич в третьем поколении. Ему 32 года, и по специальности он маркетолог. В 2007 году Денису предложили работу в крупной региональной торговой компании с офисом в Самаре.

«Мне предложили должность руководителя отдела маркетинга с зарплатой 82 тысячи рублей. В Москве я в тот момент как раз менял работу, рассчитывал на зарплату 100 тысяч, но таких предложений не было».

Денис перебрался в Самару, свою московскую квартиру сдавал за 45 тысяч в месяц. «Проблем с финансами не было никаких, с бытовыми я разобрался за месяц, а вот на работе они длились почти полтора года», - рассказал он.

Подчиненные не приняли нового руководителя. Еще до приезда Дениса в отделе прошел слух о высокой зарплате москвича. «У моих подчиненных в среднем зарплаты в три раза меньше моей, отсюда и зависть. Мой предшественник - местный - получал 47 тысяч, и меня воспринимали как эдакую звезду, которая слишком много о себе думает», - поведал Денис «Труду».

Подчиненные начали саботировать указания нового начальника.

Дениса спасало то, что он давал результат. «Давал, но мне приходилось справляться с частью работы только своими силами. Я не мог поручить дело подчиненным и быть спокойным, что они все сделают», - возмущается мужчина.

Проблема усугублялась еще и низким профессиональным уровнем большинства местных кадров. «У меня из 12 человек в отделе 9 вообще не понимали, чем занимаются. Их набирали совершенно точно не за профессиональные навыки и опыт. Вот зачем, объясните мне, в отделе маркетинга торговой компании понадобились две бывшие школьные учительницы и одна стоматолог?!« - недоумевает Денис.

Он попытался обучить сотрудников, растолковать им принципы и правила работы. В ответ услышал, что может засунуть себе свой столичный гонор в известное место и что вообще, здесь, в Самаре, свои правила, в которых он, москвич, ничего не понимает.

Переломить ситуацию удалось только после смены 80% работников отдела: «Я увольнял тех, кто не хотел работать, кто подводил меня и компанию, а на их место искал людей, готовых вкалывать и разбирающихся в том, что такое маркетинг и как строится работа маркетолога».

Кадровая перетряска заняла почти полтора года. И только после этого Денис смог нормально работать.

«У меня было в какой-то момент ощущение, что я попал не в другой город, а в другую страну, причем враждебную. Ладно подчиненные, с ними все понятно было, но когда на переговорах собеседник узнает, что ты не местный, а из Москвы, у него аж лицо меняется. Все считают своим долгом указать, что у них тут жизнь совсем другая, а мне с моими представлениями о том, что хорошо, что плохо, лучше валить обратно», - вспоминает Денис.

Охота на чужого

Москвичам, приехавшим работать в регионы, приходится сталкиваться с неприязнью и недоверием.

Неприязнь они вызывают у коллег и подчиненных, которые завидуют большему, чем принято в регионе, доходу, привычкам к другой жизни. Кроме того, местные часто недовольны тем, что в компанию взяли чужака, когда можно было набрать своих.

Лариса Иванецкая (имя и фамилия изменены по просьбе девушки) переехала работать в город металлургов на Урале - Челябинск. Проблем с поиском работы не было (туда ее перевели на временный проект), чего не скажешь об отношениях с подчиненными.

«Меня сразу же восприняли как работника из Москвы, как будто я совершенно не разбираюсь в их работе и уж точно ничего не могу наладить. Они восприняли меня как чужака», - сетует Лариса.

Подчиненные отказывались выполнять поставленные москвичкой задачи и всячески саботировали ее распоряжения. Первый месяц Ларисе, по ее словам, было несказанно тяжело. Город специфический, проблемы с персоналом огромные.

«Действительно, с кадрами здесь очень тяжело. И уж точно меня не воспринимали как человека, который способен оптимизировать рабочий процесс. И только спустя месяц люди постепенно начали менять отношение ко мне», - рассказывает Лариса.

Теперь девушка понимает, что главным образом на ее отношения с работниками повлияло то, что она не прекращала попытки разговаривать с персоналом на одном и том же языке. Сейчас ее начали принимать на предприятии как хорошего управленца. Но все же Лариса признается, что переезд на работу в регион - тяжелый шаг, даже если работа у тебя в этом регионе уже есть.

Уехал из Москвы, значит, вор

Недоверие москвичи, приехавшие жить в провинцию, но не имеющие конкретной работы, вызывают у региональных работодателей. На их взгляд, человек, укативший из столицы в глушь, либо в чем-то провинился, либо что-то украл и теперь вынужден прятаться.

Ольга - логист в крупной международной компании по производству автоматических ворот. Работала и жила в родной Москве. С коллективом сложились теплые отношения, зарплата и график устраивали. Но собственного жилья в Москве у Ольги не было, жила с родителями, потом случились неприятности в личной жизни, и она решила уехать. Выбрала Омск, там жили родственники.

По объявлению она быстро нашла работу в небольшой компании. Но проработала там всего месяц. Когда начальство узнало о том, что она приехала из Москвы, ей намекнули, что лучше уйти по собственному желанию. По офису поползли слухи о том, что, скорее всего, девушка сильно напортачила на старом месте, раз променяла столицу на периферию. Проверять, так ли это на самом деле, никто не стал.

Следующие три месяца прошли в безуспешных попытках найти новое место. В небольшом городе слухи успели выйти за пределы компании, и другие работодатели часто отказывались приглашать ее даже на собеседование.

Ольга обратилась в филиал компании, в которой работала в Москве. Там ее согласились взять с понижением должности. Но за несколько дней до предполагаемого выхода на работу ей позвонили и сказали, что на место взяли другого человека.

Знакомые девушки из московского офиса намекнули ей, что она попала в черные списки. «Москвичам здесь не доверяют, - рассказывает Ольга. - Первый вопрос, который мне задавали кадровики: почему вы уехали из Москвы?» И никакие объяснения о личных обстоятельствах не внушали им доверия.

Спасением оказались все те же коллеги: бывшее начальство договорилось с омским представительством взять Ольгу логистом на фирму.

Слишком мобильные

Сергей уехал из столицы два года назад. «Просто устал. От беготни, от шума, от пробок, - рассказывает молодой человек. - В Иваново у меня живет бабушка, я часто ездил в этот город, и мне он всегда казался родным». В Москве у Сергея была квартира и стабильная зарплата 40 тысяч на должности менеджера по продажам.

Он сдал квартиру и уехал в Иваново. Оказалось, найти работу в этом городе даже с высшим экономическим образованием, не так-то просто. Достойных вакансий просто не было. То, что предлагали в газетах и на интернет-сайтах, не устраивало по зарплате, вдвое меньшей, чем его прежняя. И даже на тех собеседованиях, на которые Сергей все-таки ходил, ему отвечали только «Мы вам перезвоним».

«Работодатели, которые были интересны мне, оказались не заинтересованы в том, чтобы брать на работу непроверенного человека», - рассказывает Сергей. Многие открыто спрашивали, зачем ему это. Одна из женщин, проводивших собеседование, сказала так: «Вызывает опасение ваша мобильность. Где гарантия, что через месяц вам все не надоест и вы не вернетесь в Москву?»

Сергею действительно пришлось вернуться. Жить на средства от сдаваемой в Москве квартиры становилось все сложнее, найти достойную работу в другом городе он отчаялся. «Конечно, я мог бы устроиться на должность с более низкими требованиями, но и зарплата у меня была бы соответствующая, - говорит Сергей. - Оказалось, в небольшом городе нужно обладать не меньшим рвением, чтобы найти подходящее место, а иногда и большим, чем в Москве».

В столице работать легче

«Труд» спросил у руководителей компаний и HR-директоров, какие проблемы испытывают работники столицы, когда переезжают трудиться в регионы.

Грядки важнее работы

«Москвичи тяжело адаптируются к местной специфике, - рассказывает Дмитрий Володин, генеральный директор кадрового агентства Hi-Tech. - Только что вернулся из Оренбурга. В обед надо есть. Вариантов два: рабочая столовая и обед за 60 рублей. Или бизнес-ланч за 990 рублей. Там нет среднего класса, и это ланч для бизнесменов. Буквально».

Со схожей проблемой столкнулся Николай, трудившийся в одном из уральских городов. В связи с болезнью родителей ему пришлось вернуться из Москвы в свой родной город. Там он возглавил отдел стратегического планирования в одном из местных банков.

«В 17.01 нельзя было застать в офисе ни одного работника, - рассказывает Николай. - Ровно по окончании рабочего дня все уходили домой, при этом никого не волновало, что работа недоделана». Расчеты могли быть выполнены наполовину, предложение в отчете недописано. Вся рабочая рутина меркла на фоне перспективы ухода домой».

Летом отдел едва на завалил сдачу полугодового отчета. Сотрудники ни в какую не соглашались оторваться от своих огородов и выйти на работу в выходной или хотя бы поработать лишний час в рабочий день. Их даже не смущало, что от результатов зависит их собственный бонус по итогам года.

К зиме родителям стало лучше, и Николай с радостью вернулся трудиться обратно в Москву.

Квалификация ниже

«Менеджеры, уехавшие работать в российскую глубинку, удивляются уровню квалификации управленцев, - комментирует Наталья Долженкова, управляющий директор кадрового агентства „Адэкко". - Обычно менеджмент там не просто слабый - он отсутст-вует в принципе».

При этом квалификация рабочего персонала чаще всего не вызывает претензий. В провинции обычно специалисты умеют прекрасно обращаться с техникой, цифрами, показателями, но абсолютно не справляются с взаимо-отношениями с людьми.

Развлекаться негде

Москвич, приехавший трудиться в регионы, оказывается в культурном вакууме. Все привычные ему развлечения остались в столице, а местные традиции времяпрепровождения обычно не удовлетворяют взыскательный вкус столичного жителя.

В лучшей ситуации оказываются люди, успевшие обзавестись семьей: они уходят с головой в домашние заботы. Одиночки же редко чувствуют себя уютно в таких условиях. Из-за этого даже длительная релокация воспринимается ими не как переезд на новое место, а как длительная командировка.

В некоторых случаях это благоприятно сказывается на квалификации работника. Поскольку развлечений нет, сотрудник соглашается больше ресурсов отдавать работе.
5 причин, по которым москвичи едут работать в регионы

  1. Работники из столицы едут в регионы за повышением. «Для жителей Москвы работа в регионах привлекательна новыми горизонтами для профессионального роста», - комментирует Кирилл Данилов, консультант департамента b2b-рекрутмента компании Antal Russia. В среднем уровень квалификации работника столицы выше, чем его коллеги из провинции. Карьерные перспективы людей, привыкших работать по-московски, лучше в регионе, чем в столице.
  2. Столичных работников в регионе привлекает высокая зарплата. Уровень жизни в провинции ниже, поэтому работодатели часто готовы платить премию за плохие условия труда. Сейчас разница в зарплатах ощутимая. Региональные работодатели отмечают, что порой дешевле нанять иностранца, чем привезти москвича.
  3. Педприимчивые работники, уезжая трудиться в регионы, сдают свою квартиру и получают таким образом дополнительный доход.
  4. Для людей, не вовлеченных в сугубо столичную жизнь (походы по театрам, отдых в ночных клубах и так далее), переезд в провинцию - способ сэкономить. Часть товаров и услуг в провинции значительно дешевле, чем в столице.
  5. Некоторые рассматривают релокацию в регионы как возможность отдохнуть от столичной суеты: добираться до работы за 20 минут, дышать чистым воздухом.

"Российская газета" пишет:

По мнению некоторых бизнесменов, иногородние соискатели "более активные, больше стараются", тогда как "москвичи не очень любят работать и, видимо, могут это себе позволить".

Этот факт подтверждается тем, что среди московских руководителей высшего звена 44,5% - регионалы. Такие данные приводит кадровый центр "ЮНИТИ". "Многие работодатели считают, что приезжие специалисты более выносливы и эффективны, чем москвичи. Они готовы побороться за столичные зарплаты, в то время как московские топы нечасто соглашаются на среднерыночные предложения", - говорит Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала "ЮНИТИ".

Почему том-менеджеры из регионов едут в Москву, понятно. Как верно подметил Виталий Лаврентьев, ведущий специалист по подбору персонала "ЮНИТИ", их привлекает перспектива начать новый значительный проект с большей ответственностью и большим разнообразием задач. А вот что привлекает в регионалах работодателей? "Многие из них считают, что они более зубастые, чем москвичи, - говорит Виталий Лаврентьев. - Но в основном это относится к среднему и ниже уровню персонала. Топ-менеджеры, конечно, тоже считаются более активными и работоспособными, но, к сожалению, им часто не хватает опыта, динамики и понимания специфики московского топ-менеджмента, да и не все регионы имеют столичный уровень развития. А вот средний административный, управленческий персонал действительно часто идеальный вариант для работодателя".

К тому же, как утверждает Михаил Жуков, "зубастость" может помешать в работе с крупными московскими клиентами, привыкшими к определенному стилю общения. Но может оказаться полезной в собственно региональном развитии бизнеса.

Тем не менее, по словам Виталия Лаврентьева, бывает, что московские работодатели ищут топов именно из регионов. Как правило, их заказывают либо не очень крупные компании, либо заказывают топов из крупных регионов (СПб, Краснодар, Ростов), либо ищут руководителей очень редкого для Москвы профиля.

Если москвича потеснил более зубастый коллега из провинции, он с успехом может занять его место на малой родине. Работодатели из регионов привечают москвичей. Как говорит Михаил Жуков, их часто ищут в области регионального управления (на уровне правительств при губернаторах). Либо если в региональных компаниях есть федеральные амбиции, то приглашают москвичей эти амбиции реализовать.

По словам Анастасии Селиванчик, ведущего консультанта Penny Lane Personnel, региональные работодатели часто ищут москвичей на позиции генеральных и коммерческих директоров, директоров по персоналу, когда возникает необходимость реструктурировать бизнес, вывести его на новый уровень. Считается, что москвичи более профессиональны и у них больше надлежащего опыта работы.

 

МАТЕРИАЛЫ НА ТЕМУ:

Серой "народной" массе посвящается

Не нищеброды, не олигархи, но средний класс

Провинциалам надо учиться экономии у москвичей!

Провинциалки выглядят позорнее москвичек

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы