Как я работал дворником в Москве
Ринат Низамов пишет:
- Не дай бог, увижу в нем строительные отходы! - угрожала начальница. - В бункер жильцам можно выбрасывать только старую мебель. Но не мусор от ремонта квартиры и перепланировок. За вывоз кирпичей, рам и дверных косяков жильцы должны платить нам! Увидишь в бункере строительный мусор - вычисляй его хозяев или сам ломай руками на мелкие кусочки! А то проверяющие увидят.
Ага, уже представляю себе, как я крошу руками куски бетонной стены...
С работой я справился только к двум часам дня. Измученный, поплелся в подвал. Сахип, сосед по комнате, сиял.
- Сегодня зимнюю надбавку дали, - сообщил он. - Летом я сэмь тысяч получал, а зимой - дэвять. Сэмь отправлю на родину.
- А себе?
- Сэбэ - две тысячи. Пятьсот отдаю за общагу, а потом мы все скидываемся и покупаем макароны, овощи, крупы. На всех. На транспорт денег не надо - все равно никуда не ездим. А одежду нам здэсь дают рабочую. За два года работы дворником купил в Таджикистане дом! Еще год поработаю и уеду обратно. Там скотину куплю.
Впрочем, есть у дворников и возможность подхалтурить - сдавать в аренду свою оранжевую жилетку. Это как пропуск. Людей в жилетке милиция обычно не трогает.
- Если кто-нибудь из таджиков, которые здесь недалеко на стройке работают, у тэбя ее будет клянчить - на вокзал съездить, чтобы земляков встретить, меньше пятисотки не проси! - наставлял меня Сахип.
На следующий день в пять утра я встал с большим трудом. Засыпая на ходу, как мог почистил во дворе дорожки. И тут же получил порцию 16-этажного мата: водитель-мусорщик отчитал меня за то, что прямо у контейнеров кто-то ночью припарковал «девятку». В итоге баки так и остались переполненными.
Я продержался еще один день и решил завязать с карьерой дворника. Пошел сдавать ключи. Начальник участка Ирина поморщилась:
- Все вы так!
Оказалось, что «все» - это про наших мужиков. Не секрет, что из россиян на дворницкую работу соглашаются в основном любители поддать.
- Выделишь им двор, дашь лопату, - кипятится Ирина, - а они на следующий день уже пьяные сидят в этом дворе... Мы теперь русских стараемся не брать.
Сегодня на участке Ирины, а это 60 домов, трудятся 20 дворников. И из них ни одного россиянина!
Русскую дворничиху Татьяну Васильевну я разыскал в другом округе. В Москве она 25 лет, приехала из Серпухова. В дворники пошла потому, что тогда труженикам лопаты давали квартиры. С тех пор и скребет дворы. Не увольняется - привыкла. Да и удобно: двор рядом с домом. С утра вышел, помахал метлой - и занимайся своими делами.
- Я бы, конечно, лучше с русскими работала, они хоть язык знают, - признается Татьяна Васильевна. - А то этим, из Азии, задолбаешься объяснять, что и как чистить! У них же на родине грязной работой не мужики, а женщины занимаются. Но тут самим приходится. А наши мужики... Непьющие пойдут туда, где труд полегче и денег побольше. Квартир-то теперь никому не дают - только место в общежитии.
Что такое дворницкое «общежитие», я видел своими глазами. Но, надо признать, «мой» подвал еще ничего. По словам таджиков, моих недавних коллег, есть подземелья, где вместо кроватей - деревянные нары, а «комнатки» друг от друга отделяют занавески...
- Сколько, сказали, им платят? Семь тысяч?! - изобразила она удивление. - Полный бред! У наших дворников меньше 17 тысяч рублей зарплаты нет. А если он убирает большой двор, то может и 25 тысяч получать!
Ага, думаю, то-то эти несчастные целый месяц жуют крупу на такие деньжищи.
(процитировано частично)
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...