Модернизационный ад
Павел Данилин пишет:
Когда говорят о том, что России нужны мигранты, обычно добавляют, что эти приезжие должны быть высококвалифицированными. До последнего времени, впрочем, формально никакой разницы между дворником и профессором не было. Но в текущем году по прямому указанию Президента РФ Федеральной миграционной службе прием на работу высококлассных иностранных специалистов должен был заметно облегчиться.
В частности, 27 декабря 2010 года Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон №385-ФЗ 'О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации', предполагающий облегчение въезда и пребывания в стране членов семей высококвалифицированных иностранных специалистов. Это уже второй закон, принятый в текущем году и касающийся специалистов. До этого 19 мая 2010 года был принят Закон №86-ФЗ 'О внесении изменений в Федеральный закон 'О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации' и отдельные законодательные акты Российской Федерации'. По нему устанавливался сам статус высококвалифицированного специалиста. Это человек, получающий зарплату более 2 млн рублей в год.
Так по закону. По жизни же все иначе.
Теоретически такому иностранцу везде обещают давать зеленый свет. Но на самом деле, привлечь иностранного высококвалифицированного специалиста практически невозможно. В отличие от получения разрешения на работу для дворника или сиделки, чтобы устроить к себе в компанию ученого или инженера с мировым именем, придется пройти семь кругов ада.
За эти слова я лично могу отвечать, ведь, чтобы проверить, как все происходит в реальности, а не на бумаге, я сам провел эксперимент. Условия: привлечь высококвалифицированного специалиста, которым выступает некий профессор Иммануил Фукуяма, в выдуманный Институт социальной культуры и международных отношений, расположенный в Казани.
Для этого я позвонил в одну из УФМС и спросил, могу ли получить разрешение на работу для Фукуямы. В ответ мне дали два московских телефона и столичный же адрес. На вопрос, а при чем здесь Москва, мне объяснили, что в соответствии с 'Памяткой работодателю, привлекающему высококвалифицированного иностранного специалиста', по всем вопросам, связанным с этим, необходимо обращаться по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.1, стр.1.
Сайты УФМС тоже направляли меня на Верхнюю Радищевскую. В УФМС по Красноярскому краю были уверены, что по указанному адресу находится таинственная УВТМ ФМС России (Управление Внешней Трудовой Миграции), остальные давали контакты без указания организации. На самом же деле, по указанному адресу располагается некий Центр обращений граждан по паспортно-визовым вопросам. Мои двухдневные попытки прозвониться по указанным телефонам увенчались полным крахом. Только потом я узнал, что некоторые счастливчики даже обладают адресом электронной почты указанного заведения. Впрочем, на их письма тоже отвечают, мягко сказать, не часто.
Пока же, по условиям эксперимента, мне пришлось 'собирать необходимые документы' и 'ехать из Казани в Москву'. Потеряны сутки (время пути в один конец - от 11 до 16 часов) и деньги на билеты. Ранним декабрьским утром я 'вышел с Казанского вокзала' и направился на Верхнюю Радищевскую. Там я попал в ад.
Дело в том, что все высококвалифицированные специалисты проходят в Центре исключительно через один отдел, в котором, по разной информации, трудятся от трех до пяти сотрудников. Времени отвечать на телефон и почту у них попросту нет, так что работа идет только 'вживую'. Для того, чтобы получить разрешение на работу, представители организаций записываются в очередь - бывает и с ночи. Так в советское время люди стояли за водкой и колготками...
На всех специалистов нужен целый пакет документов, среди которых: ходатайство, договор, письменное обязательство возместить расходы по депортации в случае необходимости, копия свидетельства о регистрации, квитанция об уплате пошлины за разрешение, фотография, копия разрешения на въезд иностранного гражданина и посещение организации и объекта. Надо ли говорить о том, что редкие пакеты документов проходят без сучка? В итоге, почти все бывают на Верхней Радищевской по нескольку раз. Да и срок рассмотрения документов в течение положенных по закону 14 рабочих дней с момента поступления ходатайства о привлечении специалиста выдерживается нечасто: загрузка специалистов дикая, да и моральный настрой соответствующий.
Лучше всего, конечно, заключить договор с фирмой-посредником, которая возьмет на себя работу по оформлению, на это на Верхней Радищевской намекают весьма недвусмысленно. Конечно, расходы, но, с другой стороны, не попав на прием, иногородний кадровик вынужден искать в Москве жилье. Гостиница, командировочные, транспорт - затраты растут.
А если оформление осуществляет не отдел кадров, а сам высококвалифицированный специалист, что делать ему? Уезжать домой?
Между прочим, многие так и поступают. Вот статистика из годовой отчетности миграционной службы: с 1 июля по 1 октября 2010 года в ФМС России обратилось 1360 организаций за консультацией по вопросам получения разрешений на работу высококвалифицированными специалистами. При этом было принято документов на оформление таких разрешений на работу на 1127 человек. Выдано - всего 510 разрешений на работу. То есть, лишь чуть больше трети (!) организаций смогли пройти все круги ада до конца и получить разрешения на работу для столь нужных стране специалистов.
Для сравнения, за тот же период в территориальные органы ФМС России по вопросам получения патента (для устройства домработницами и т.д.) обратились 87786 человек. Из них 78328 граждан сдали документы на оформление патента. Оформлено 72758 патентов или почти 83%! Почувствуйте разницу: судя по этим цифрам, России намного больше нужны специалисты из Узбекистана и Таджикистана по бебиситтингу и уборке дворов (вместе они составляют долю в 75% обратившихся за патентами), чем высококвалифицированные ученые и бизнесмены.
Кстати, если вам все же повезло провести своего 'иноспеца' через этот кошмар, не стоит расслабляться. Ежеквартально на ту же улицу необходимо представлять выписки из налоговой, свидетельствующие, что ваш работник реально получает зарплату в 170 тысяч рублей ежемесячно. Теоретически, это должен делать ваш бухгалтер лично. Практически все стремятся заключить договор с московскими фирмами: пересылать им выписку, а те уже сами носят ее сотрудникам ФМС.
И это называется благоприятный режим для высококлассных специалистов!
Впрочем, подавляющая часть наших вузов в принципе не может позволить себе расходы в 170 тысяч рублей ежемесячно на одного сотрудника. Поэтому, они хотят привлекать спецов без квот, тем более, что есть перечень профессий, которые проходят вне квоты, в случае, если работники трудоустраиваются по профессии. Но вот беда: В этом списке нет ни одного ученого! Зато есть 6 позиций гендиректора, 11 позиций директоров, одна позиция президента ассоциации, одна позиция председателя правления и одна позиция заместителя председателя правления. Трудно сказать, каким боком туда удалось просочиться инженеру по защите информации и инженеру по автоматизации - на этих двух, безусловно, нужных специальностях, перечень заканчивается. В нем нет места лекторам, ученым, технологам, нет места всем тем, кто нужен современной России намного больше, чем дворники или даже генеральные директора предприятий.
Итого: пригласить условного Иммануила Фукуяму в Россию мне не удалось ни высококвалифицированным специалистом, ни специалистом вне квоты. Такая уж у нас миграционная политика, крайне 'благоприятная' для модернизации страны. Остался только один вариант: взять Фукуяму дворником на полставки. В полном соответствии с нынешними требованиями ФМС.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...