Эксперт: Скандал с утечкой случился сразу после объявления IPO Яндекса
Скандал об утечке данных пользователей, финансировавших проект Алексея Навального "Роспил" крайне странным образом совпал с подачей материнской компанией "Яндекса" (Yandex N.V.) на регистрацию в комиссию по ценным бумагам и биржам США документов по IPO компании - подметил представитель компании "Михайлов и партнеры", занимающейся управлением стратегическими коммуникациями.
И действительно, разразившийся 1 мая 2011 года в блогосфере скандал о том, что некие персоны "обзванивают людей, пожертвовавших деньги на "Роспил" произошел буквально через 48 часов после официального объявления об IPO на Nasdaq, о котором писали все ведущие экономические издания (по их мнению, стоимость компании может составить около $6 млрд, а привлечь инвестиций она теоретически может на $1 млрд).
Напомним, что "Яндекс" дал официальный ответ о возмутительной ситуации с расрытием частных данных третьим лицам, не имеющим на то юридических оснований. В своем заявлении поисковик сообщил, что раскрывает информацию лишь по официальным запросам государственных органов (таких как Федеральная налоговая служба, Росфинмориторинг, МВД, ФСБ) и перечислил законодательство, в соответствии с которым госорганы имеют право на подобные запросы. Кроме того, "Яндекс" пояснил, что ответил на подобный запрос - не пояснив, что от него требовалось и кто именно этот запрос направил. Позже представитель "Яндекса" сообщил, что ФСБ (в рамках противодействию отмыванию денег?) обращалось за данными кошелька "Роспил", после чего попросило выборку из 100 кошельков-доноров.
Впрочем, блогерам это ничуть не помешало еще до комментария "Яндекса" обвинить в "сливе" данных ФСБ. Интересно, а почему ФСБ-то? Неужели потому, что интернет-оппозиционер и журналист Олег Козырев в своей записи безапеляционно написал "Яндекс-Деньги" передал эту информацию в ФСБ"? Так аргументов, объясняющих свою уверенность господин Козырев не привел - однако его версию моментально начали тиражировать как достоверную информацию. Выходит, раз Олег Козырев "в курсе" - он допущен либо к внутренней информации "Яндекса", либо к внутренней информации ФСБ?
Также не очень понятна уверенность блогеров в причастности к "обзвону" движения "Наши". Они публикуют скриншот из социальной сети "ВКонтакте", на которая некая девушка указала, что является комисаром движения и сообщают, что номер телефона 8-960-.... принадлежит ей. Какой-либо связи опубликованного номера телефона с данной персоной ни одна поисковая система при первичном поиске не находит, да и назваться "обзвонщица" могла хоть Милен Фармер, хоть Патрисией Каас, хоть Мадлен Олбрайт.
"История активно раскручивается из-за определенной известности в интернет-среде Алексея Навального, древних опасений блогеров в отношении "следящих за всем" спецслужб и нелюбви оппозиции к движению "Наши", создается информационная волна"- поделился своими соображениями специалист PR-агентства. "А если посмотреть на ситуацию "без политики", с точки зрения бизнеса, то видим следующее. Через день-два после заявления об IPO (не позже и не раньше) в сети появляется информация, которая однозначно негативно влияет на репутацию "Яндекса" перед пользователями и, что главное, перед возможными инвесторами. Ведь инвестировать в компанию, которая находится в эпицентре скандала - достаточно рисковое занятие", - пояснила она. При этом эксперт сочла необходимым добавить, что вышесказанное является лишь ее наблюдениями и "никоим образом не является обвинением каких-либо конкурентов "Яндекса" в игре на срыв IPO или понижение стоимости компании".
Честно говоря, совпадение действительно крайне странное. Кому выгоден такой мощный удар по репутации "Яндекса" в дни, когда "цена вопроса" измеряется цифрой с восемью (!!!) нулями? Конспирологически настроенные оппозиционеры, понятное дело, скажут "власти" - и будут посрамлены, потому как "золотая акция" поисковика принадлежит Сбербанку.
"Речь идет о грандиозном ударе по репутации платежной системы Яндекса", пишут блогеры и поясняют "Яндекс" уходит из под репутационного удара, сообщив, что передал сведения ФСБ по запросу".
А если учесть, что на международных дискуссионных листах hack/security неоднократно поднималась тема якобы (!) имеющих место уязвимостях баз данных систем Chronopay, "Яндекс.деньги", Paypal - то и предположения "Яндекс, который не хочет признавать, что у него дырка в датабазе... решил все перевести на чекистов"имеют право на существование. По крайней мере перевести стрелки на "третьих лиц" это единственно рациональный способ хоть как-то спасти ситуацию в свете уже "неостановимого" IPO.
Иначе ведь придется признавать, что у компании серьезнейшие проблемы с информационной безопасностью - будь виноват хоть "человеческий", хоть "технологический" фактор".
Ведь как говорил Бенджамин Франклин, если дело не в деньгах, то дело в очень больших деньгах...
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...