Врать не надо
Станислав Яковлев пишет:
На прошлой неделе Михаил Соколов, журналист радио "Свобода" сообщил, что в скором времени к нему в студию зайдет ради вдумчивой беседы на политические темы Гарри Каспаров, лидер ОГФ и сопредседатель "Солидарности" - и предложил озадачить дорогого гостя непростыми вопросами. Мы, разумеется, не смогли упустить такой шанс [тем более, что вопросов накопилось немало] и в силу скромных, но безусловных своих способностей Гарри Каспарова озадачили.
Во-первых, очень любопытными кажутся лично мне рассуждения Каспарова по поводу "списка Кардина". Я поддерживаю программу "правосудие для Сергея Магнитского". Если цель в том, чтобы добиться наказания виновных в совершении конкретного преступления - замечательно. Но если гибель Сергея Магнитского используется только как повод для забивания пресловутого списка громкими фамилиями государственных чиновников, которые "в общем и целом виновны" в распространении коррупции, политических фальсификациях и удушении всяческих свобод - то идея "принуждения к правосудию", изначально очень симпатичная, просто лишается смысла. По этой логике Сурков, Чуров и Якеменко являются соучастниками любого преступления в принципе: достаточно заявить, что граждане России нарушают закон потому, что в стране нет ни правды, ни свободы, ни справедливости, а вместо них сплошной грабеж, насилие, лагерь "Селигер" и Константин Львович Эрнст.
Но такого рода смелые обобщения воспринимаются, как правило, скептически. И чем их больше, тем дальше тот день, когда фактические убийцы Сергея Магнитского понесут заслуженное наказание. Даже если сенаторы сойдут с ума и примут "список Кардина" в редакции Каспарова, журналисты и политические соперники порвут их на части: вместо того, чтобы решать серьезные экономические проблемы, народные избранники открывают сезон охоты на ведьм. "Дорогой Абрам, наконец-то я нашел место и время".
Об экономических проблемах и о том, что сенаторам сейчас не до проскрипций сообщает, впрочем, и сам Каспаров. Американское правительство в данный момент озабочено важнейшим вопросом бытия, волнующим все современное человечество - откуда бы бабла надыбать. Демократы требуют повышения налогов, республиканцы настаивают на секвестре социальных программ.
Но самое главное. Я совсем не уверен, что западные санкции против России смогут положительно повлиять на изменение политического климата в нашей стране. День, когда правящие элиты поймут, что бежать им некуда, станет величайшим праздником для всех кремлевских изоляционистов. И в этот же самый день мы все вполне рискуем проснуться персонажами повести "День Опричника".
Товарооборот России и Китая - 42 млрд. долларов. России и Америки - в два раза меньше. К тому же непонятно, как быть с Европой, которая по признанию самого же Каспарова продолжает воспринимать Россию пусть как "экстремального", но все-таки партнера. Товарооборот России и Германии - примерно 60 млрд. Объем германских инвестиций в российскую экономику - 14,5 млрд. И это мы еще Британию не вспоминаем [здравствуйте, Дмитрий Евгеньевич], как и Францию, между прочим.
Западные партнеры, деловые люди и прагматики, недовольны вовсе не коррупцией и нарушением прав человека, это вредный миф, не имеющий ничего общего с реальностью.
Основные претензии западных инвесторов к российскому руководству, они как в анекдоте: "Доктор, вы уж определитесь - туда или сюда, а то бесит". Для них одинаково приемлемы как закон, так и понятия [по закону конечно лучше, но по понятиям проще и выгоднее], им хочется только одного - ясности. "С чем мы все-таки имеем дело".
Это только то, что касается внешней политики. А когда разговор заходит о внутренней начинаются и вовсе полный мрак и тотальная жуть.
Сначала Гарри Кимович заявляет, что выборов в России нет. А через три минуты горячо и с большим сочувствием высказывается о партии Миронова и ее борьбе с партией Путина. Я не сомневаюсь, что Оксана Дмитриева способна победить Матвиенко. Но вот заявление о том, что питерское "Яблоко" отбирает голоса у Оксаны Дмитриевой звучит фантастически - как можно отбирать голоса на несуществующих выборах?
Если выборы тотально фальсифицированы - власть может плевать на них и сморкать сколько душе угодно. Если же со стороны власти происходят какие-то движения - значит, при всей ущербности российской "суверенной демократии", называть выборы чистым фарсом несколько некорректно. А если выборы все же не чистый фарс - значит, необходимо использовать все возможности, которые открываются для оппозиции на выборном цикле.
Дальше буду комментировать по пунктам, так удобнее.
= Кстати, в Питере 31-го числа было гораздо больше народа, довольно жесткий разгон и тоже аресты =
Да не гораздо. После того, как питерских НБ заблокировали 282 статьей [привет всем ее убежденным сторонникам, и в особенности Льву Александровичу, уважаемому правозащитнику], а фактическим организатором акции стала Курносова, акция на Гостином дворе с каждым разом все больше усыхает в смысле численности.
= Но как только выясняется, что выходят российские граждане, вот тут власть звереет, понимая, откуда по-настоящему идет угроза =
Глупости. В Калиниграде вышли простые граждане под флагами объединенной оппозиции. Не припомню каких-то зверств со стороны власти. Наоборот, непопулярный губернатор Боос был отправлен в отставку. На Манежную площадь вышли простые граждане. Зверств в их адрес, что характерно, потребовали сами же изряднопорядочные. К счастью, власть к ним не прислушалась, зато появилась робкая надежда, что убийцы Егора Свиридова легким испугом все-таки не отделаются. Если же речь идет о коалиции "К-5", которую поддерживает Каспаров, то я точно так же не припоминаю каких-то зверств в ее сторону. Митинги на Триумфальной? Если пара часов в ОВД - это зверство, то нам бы такие "зверства" в 2007 году, мы бы давно уже в Кремле сидели.
= Ситуация меняется, и она связана была с тем, что за последние 5 лет власть проделала эволюционный путь, который все возможности «оранжевого» сценария исключил. «Оранжевый» сценарий, если смотреть на Сербию, на Грузию, на Украину, как страны, где в том или ином варианте он реализовывался, связан с тем, что оппозиция имела уже к моменту выборов представительство (или большое, или не столь значительное) в органах власти, в парламенте. Оппозиция имела либо медийную поддержку, либо телевизионную, либо радийную, либо и ту, и другую. Поддержку бизнеса =
Совершенно верно. Проблема в том, что а последние пять лет власть проделала такой эволюционный путь, что все эти блага у несистемной оппозиции не исчезли, а именно что появились. Возвращаясь к моей любимой теме - если бы Марши Несогласных в 2007 году имели такую медийную поддержку, какую "аполитичные гражданские протесты" имеют сейчас, если бы герои Маршей становились героями "Афиши", "Опенспейса", "Эсквайра", клуба "СНОБ" и прочая, если бы символом "перемен" стали бы не "карнавал с ведром" в 2010, а "Другая Россия" четыре года назад, если бы нацболам выписали "Инновацию" за акцию на премьере фильма "Поцелуй не для прессы" - ох как пиздато мы бы жили.
За последние годы политический режим в России существенно смягчился [только на правом фланге все наоборот, но об этом и разговор отдельный]. Это раз. Россия пережила глубокий экономический кризис, самый интересный и удобный момент для политической атаки несистемной оппозиции на власть. Это два. Чем вы занимались все это время? Изобретали новые формы протеста, слушая группу "Падла". И боролись с "русским фашизмом", разумеется. Какие "зверства режима" были в том виноваты? И если уж зашел разговор о поддержке со стороны бизнеса - да не мы ли первые всегда говорили, что существуем за счет поддержки бизнеса? Возможно, что бизнес перестал вас поддерживать, но это опять же исключительно ваши проблемы. Видимо, что-то вы делаете не так.
= Это большое количество людей, появившееся, скорее всего, в Интернете, потому что вы не можете требовать от сотен тысяч людей выходить на улицу. Люди должны понять, что мы живем не в алгоритме «нас мало, а их много», нас много, а их мало. И эта коррумпированная, зажравшаяся кучка, окруженная ОМОНом, - это меньшинство. Надо убедить людей в том, что мы в состоянии ситуацию поменять, но это не происходит внезапно и это не происходит в результате фальсифицированных выборов, в кампаниях, в которых власть полностью контролирует процесс от «А» до «Я». =
Секундочку. Мы способны поменять власть, если все одновременно выдем на улицы, и этого "мы" будут сотни тысяч - согласен. Но как можно вывести на улицу людей из Интернета, если не требовать от них, чтобы они выходили на улицу? П**деть в жежешечке - это один экспириенс, а прямое уличное действие - совсем другой.
= Люди должны понять, что они имеют отношение к тому, что происходит в стране. Удастся мобилизовать активную часть наших граждан - я думаю, мы говорим по сотни тысяч, может быть, про несколько миллионов человек, - убедив их в том, что они могут стать частью этого процесса, ситуация может поменяться =
Официально число пользователей интернета в России - 57 миллионов. Из них дай Бог, чтобы пять процентов - политизированных. А активных - и вовсе один процент. То есть 500 000 примерно. Не такая уж и солидная, хотя и значимая цифра. Один киевский Майдан.
Только у этих пятисот тысяч очень разные убеждения. Едва ли не половина из них - последовательные сторонники режима. Вычитаем их вместе с системными оппозиционерами, сторонниками эволюционного развития и умеренных реформ. Получается число подписавших заявление "Путина в отставку" - 89 973 человек. Вычитаем из них ботов, виртуалов и эмигрантов. Из тех, кто остался, вычитаем тех, кто по тем или иным причинам не готов выходить на улицу. Что остается? В скобках пишем, что наиболее политически активны в Интернете шиза и провокаторы, а это такие агитаторы за демократическую революцию, что охранители начинают жаловаться на безработицу.
То есть не то что на улице, а даже в Интернете человек, настроенный на общение с несистемной оппозицией начинает чувствовать себя тотальным му*аком - поздравляю, блестящий результат, вы и в самом деле хорошо старались, по трудам и награда.
= включая людей с очень радикальными взглядами, в том числе и левыми радикальными взглядами, в отличие от похожих демонстраций где-нибудь в Греции или в Париже, проходят без каких-либо признаков насилия, сожженных автомобилей никто не видел. Более того, даже нет выбитых стекол =
Ну это просто откровенная ложь. Техника горела в Химках, стекла бились на антифашистских акциях, арт-группа "Война" обливала полицейских мочой, и я не собираюсь даже спорить, хорошо это или плохо. Просто врать не надо, вот и все.
(процитировано частично)
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...