Почему Ходорковского нельзя амнистировать
Экс-глава правового управления "ЮКОС" и "Менатеп" Дмитрий Гололобов объясняет, почему Ходорковского не получится освободить по аминистии:
Хочется начать с классики: «Эх, амнистия, российская амнистия! И кто тебя только выдумал!» Так называемая экономическая амнистия - тема, возвращающаяся в заголовки с завидной регулярностью. Только что прозвучал очередной медиавопль: «Ура, президент обещал подумать!» Правда, для того, чтобы президент думал обо всем, о чем обещает подумать, он должен иметь штук девять голов, как у Лернейской гидры. Но за президента думают все кому не лень. Думают, пишут и вносят проекты. Недавно проект вносили коммунисты, «справедливороссы» и «жириновцы». Написали просто и без излишних затей - выпустим всех, кто по экономике, без разбору. Ужаснулись юристы: «Конечно, может быть, крокодилы и летают, но только не в этом случае». Сейчас написала проект «Единая Россия» - ситуация еще проще и глупее: амнистия формально есть, но зачем она нужна по всякой ерунде, вроде «Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм», никому непонятно. Ситуация зашла в типичный для современной России правовой тупик: все хотят, пыжатся, кричат, но никто не может сказать, как нужно. В чем же проблема с этой проклятой амнистией?
В экономической амнистии имеются как минимум четыре подводных камня.
Камень первый. Кого все-таки отпускаем? Всех мошенников или только предпринимателей? Если только предпринимателей, то неизбежен вопрос, как отделить освобождаемых агнцев от остающихся на зоне козлищ. У нас только-только Верховный суд сам понял и всем объяснил, что это за зверь такой - предприниматель, а вы хотите чтобы кто-то исследовал кучи приговоров многолетней давности и принимал решения, кого на волю, а кому еще посидеть. Кто это в реальной жизни будет делать? Местные суды? При нормальном подходе это займет пару лет. Администрация мест заключения и прокуратура? Не смешите - от таких коррупционных возможностей даже таможенники и распределители доступа к нефтяной экспортной трубе умрут от зависти. То есть понятно, что снова пришел любимый юридический зверек по имени «ежик в тумане». Хорошо, как всегда рубанем наотмашь и выпускаем вне зависимости от «предприимчивости» сидельцев, просто по номеру статей: все мошенники - от Мавроди до разбавителей бензина верблюжьей мочой - на свободу. Стоп, то есть как это все? И строители приснопамятных народных пирамид «Жилищной инициативы», оставивших на улице сотни обманутых граждан, и малопочтенные граждане, воровавшие у стариков в домах престарелых и у беззащитных малолеток в детских домах, и еще много, много кто, кого, в общем-то, выпускать совсем не хочется даже представителям самых либеральных взглядов. Ну что, не получается? А это только во-первых.
Во-вторых, выпускаем по разной ерунде вроде «Незаконное предпринимательство», «Незаконное использование товарного знака», «Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм» и пр., с чем согласна даже «Единая Россия» и по которым если и сидят, то совсем недолго и единицы - или все-таки всех, даже по самым тяжким статьям (третьи и четвертые части) и неоднократно судимых? В первом случае амнистия - акт чисто номинальный, без которого можно легко обойтись, в том числе, и с помощью УДО. Во втором случае вижу оторопь на ваших лицах: да вы чего, хотите уже «экономических Чикатил» повыпускать? Хорошо, а как же все члены «нарисованных» экономико-коммерчески ОПГ, у которых сплошные хищения и отмывания, самые тяжелые части соответствующих статей? Соответственно, Ходорковский и Лебедев, да и прочие «юкосовцы», а и много еще кто. Большинство заказных дел было направлено именно на навешивание на их фигурантов наиболее жестких статей с самыми серьезными сроками. Предложить способ для разрешения этой дилеммы никто пока не готов. От громких криков «Скорее! Скорее!» ясности в ситуации не добавляется. Единственно доступный и использованный ранее способ - скинуть «повторникам» и «особо опасным» какую-то часть из неотбытого (половину или четверть) в отдельных случаях особо циничных общеэкономических и чисто «предпринимательских» преступлений - вызовет не меньшую волну противодействия, чем вариант «просто выпустить». Снова вроде как тупик.
Третьим узким местом потенциально возможной амнистии является ее сбалансированность с существующей правоприменительной действительностью: освободившиеся на зоне места не должны быть заняты новыми предпринимателями. А у нас, хотя по официальной статистике их вроде как меньше сажают, но не так, чтобы очень. То есть совершенствования уголовного кодекса на эту тему, которым Дмитрий Анатольевич, по его словам, занимался больше «Ельцина и Путина», ему может хватить еще на пару президентских сроков как минимум. То есть предлагаемая амнистия - это заранее ставка на проигрыш: через несколько лет ее придется повторить в отношении будущих сидельцев. Иначе ни о какой справедливости говорить не приходится. «Есть у амнистии начало, нету у амнистии конца». Решив начать амнистировать «за экономику», государство начинает долгую игру без малейшего представления, куда она заведет.
В-четвертых, потенциальная амнистия содержит в себе некое внутренние противоречие, существенное для «политических» экономических преступников, особо жаждущих не просто амнистии и свободы, а достижения некоей справедливости, возмещения понесенных убытков, да и что греха таить, сведения счетов с теми, кто их за решетку упрятал.Очень верно подметила эту особенность амнистии Ольга Романова: «Амнистия нужна в основном тем, кто сидит мало и уже осознает перспективы, что сидеть придется долго. Амнистия нужна тем, кто действительно совершал преступления - так она уравняет «чистых» и «нечистых», смешает заказных и реальных... В общем, не выход это, не решение проблемы. Решать ее нужно не в тюрьмах и лагерях, а в судах и в следственных отделах». То есть, соглашаясь на амнистию, «экономические политики», коих по резонансным делам достаточно много, получают свободу, но в определенной мере лишаются юридических перспектив. Хотя тут можно и спорить, но какой Верховный суд озаботится формальными нюансами старого экономического дела, когда сиделец на свободе? «Не гони волну, гнида», - просто и незатейливо намекнут ему.
Таким образом, никто еще не смог определить «золотую формулу» амнистии, чтобы хоть как-то удовлетворить всех. Политики и юристы стоят у знаменитого русского камня на перекрестке, на котором написано: «Направо пойдешь - ругать будут, потому, что выпустишь мало, налево пойдешь - еще больше ругать будут, потому что обязательно выпустишь, кого не надо, прямо пойдешь - ничего делать не будешь, совсем плохо будет». Но амнистию, конечно же, проведут, раз уж «главный приказал». А потом не менее истово и яростно буду бороться с ее последствиями. Но это уже совсем другая история.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...