Еврейский взгляд на Сталина
Близится в Израиле День памяти Катастрофы и героизма, а вскоре после него – годовщина победы над Германией во Второй мировой войне. Снова разгорятся споры на русском языке о роли советского Верховного главнокомандующего. В последнее время все чаще звучат хвалебные словеса в адрес Сталина. Внутри православной церкви, например, есть весомая группа иерархов, призывающих причислить его к святым. С другой стороны, есть круги, автоматически приравнивающие Сталина к Гитлеру, исключая любой серьезный разбор личности и дей главы советской империи.
Более углубленные труды по Сталину касаются обычно исследования отдельных исторических эпизодов, которые обычно не меняют сути отношения к эпохе. Разве столь уж важно, было ли убийство Кирова спланированной провокацией? Скорее всего, не было. Но разве это отменяет факт волны репрессий сразу вслед за гибелью Кирова? Даже выявление исторической правды о плане выселения евреев в Биробиджан, о котором писал Солженицын, мало что может изменить в нашем отношении к тем событиям. Похоже, такого плана формально не было. Но если бы "процесс врачей" не был приостановлен, а вслед за ним начали бы новые подобные процессы, то разве есть сомнение в общей направленности той устрашающей волны юдофобии, которая была остановлена уходом Сталина из жизни в день Пурима в 1953 году? Нет также сущностного материала для изменения умозаключений в свете новых фактов о возможности отравления Сталина. Все эти исследования удовлетворяют пытливые умы любителей исторических детективов, но никак не помогают философам и метафизикам сказать свое слово.
К сожалению, мы не обнаруживаем серьезных трудов, в которых предлагались бы обобщенные и сущностные оценки соделанного Сталиным за годы его правления. Предлагаемый здесь взгляд на ту эпоху не внесет также требуемого вклада в саму мысль о вершениях минувшего века. В лучшем случае, он пробудит людей к такой мысли и даст им направления для размышлений.
Взгляд на Сталина с позиции еврейского традиционализма остается по сей день малоизвестным, а его важность неоценима, поскольку метафизика взлетов и падений империй и цивилизаций всегда связана с их отношениями с Израилем и его идеей. В этом смысле еврейский взгляд может быть наиболее объективным и всеохватывающим, если будет базироваться на традиции. Для этого требуется укротить эмоции, которые всегда захлестывают всех пишущих о Сталине. Вот и сам я – внук расстрелянного в 1938 году учителя и племянник гениально одаренного молодого физика, в чьей погибели в 1951 году был виновен лично Берия.
Но не откажусь от попытки размышлений вслух. Начнем с того, что отметем любые потуги обожения или оправдания Сталина. Тридцать лет он стоял во главе империи, олицетворявшей воинственное безбожие. Нам и сегодня не счесть всех людей, сгубленных за те тридцать лет только за веру в Б-га. Справедливо будет добавить, что иудаизм пострадал пуще других религий. К концу правления Сталина на территории СССР осталось менее ста синагог. Впрочем, по степени ярости искоренения веры каратели не проводили различий между эллином и иудеем.
Прошло время, и мы видим в советской системе немало достоинств, а не единый ГУЛАГ, но ничто не отмоет эту страну от первичной идеи воинствующего атеизма. И не найдем ей оправдания в "оттепелях". Вспомнить только школьное воспитание, глумившееся над любым проявлением веры.
Однако также отметем любые аналогии между Сталиным и его режимом с Третьим Рейхом Гитлера. Для этого не станем прибегать к таблицам с числами невинных жертв. В ту решающую Великую Отечественную наши предки сражались вместе с другими советскими людьми под командованием Сталина и отличались отвагой. Недавно метко заметил один израильский историк: "При обсуждении этой темы надо начинать с того, кто воздвиг лагеря смерти и кто освобождал их узников".
Или давайте представим, что сами оказываемся в гуще тех событий. Искали бы мы контактов с партизанами-коммунистами или с немецкими консерваторами? На чьей стороне воевали бы мы сами тогда?
Часто возражают, что был пакт Молотова с Риббентропом, указывают на плачевное состояние советской армии в начале войны вследствие ликвидации военной элиты незадолго до войны. Это верные напоминания, которые помогут нам избежать перехлеста в благодарности Сталину за ту войну и за ту победу. Но при подведении итогов мы не имеем права не возблагодарить, ибо иудей в первоисточнике имеет общий корень с "благодарением".
Последнее особенно верно в обсуждении возрождения государства Израиль в 1948 году. Неоспоримая вселенская значимость этого события и сущностный поворот во всей еврейской истории из изгнания к избавлению. Пройдут годы, многое забудется и сотрется. Останется имя англичанина Бальфура – нашего благовеста, способствовавшего созданию костяка для возрождения государства. Останется также имя Сталина, оказавшего нам решающую помощь в 1948 году. (Сам я часто думаю, как низко должен был пасть весь мир и еврейский народ, чтобы часть святой миссии Кира могла быть вверена именно Сталину…) Каждому стоит ознакомиться с книгой Леонида Млечина на эту тему. Обсуждение намерений Сталина едва ли представляет важность. Вполне достаточным будет посыл, что он исходил из собственных интересов и симпатий, как и из интересов собственной империи, чем не отличался от других современных мировых лидеров.
Недавно я читал дискуссию о степени виновности перед человечеством Караяна, Гизекинга, Шварцкопф и других выдающихся немецких музыкантов за пособничество режиму Гитлера. Кто-то напомнил, как Прокофьев писал оду Сталину и как все наши любимые исполнители играли перед тираном. Чтобы избежать поверхностных обсуждений, основанных на статистике репрессированных и убитых, обратимся мысленно к своим же родственникам, жившим в то время. Многие из них, очень многие, были лояльными и порой восторженными советскими людьми. Посмотрим на их лица, вспомним их. Неужели они на самом деле похожи чем-то на немцев, восторгавшихся Гитлером?
Разумеется, мы не оправдываем тех, кто оказался на стороне сталинского мессианства. Достаточно отметить, что все они порвали с еврейской традицией и предали все, чему хранили верность их предки. Не оправдать и любого вспоможения репрессиям. Но согласимся же, что это были не немецкие амалекитяне, а зачастую добрые люди с чистыми намерениями сердца. И тогда остановимся и задумаемся о том, что доброты и благих намерений не хватит для исправлений на нашей планете без веры и традиции. Людские мечтания обречены на осуществление в Вавилонской башне или в ГУЛАГе, если не подчинены слову и закону Творца.
Еврейский взгляд на Сталина не может быть полным без упоминания великого множества жертв его режима. Не истолковывая заповедь "не убий" в духе Толстого, мы не можем не ужаснуться той системе преследования и убиения, сложившейся при этом человеке. Я пишу очень банальные вещи, но приходится их прописывать, когда среди людей другой веры есть желающие канонизировать Сталина.
Так же повторяю общеизвестное об обуявшей верхушку сталинского режима юдофобии в конце его существования. Да и поворот к арабам наметился уже тогда. Сталина испугал подъем духа евреев и их желание вернуться на землю Израиля. Недолго он был нам Киром.
Кажется, мы указали крупными мазками на основные вехи, позволяющие нам продолжать размышлять над смыслом той эпохи светского мессианства. Эта тема требует расширения и углубления. При ее обсуждении важно помнить слова великого Рене Генона: "Если, в конечном итоге, зло косвенно служит добру, оно само по себе не перестает быть злом"
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...