Сочи-2014: Никакого позора
Леонид Бершидский пишет на Сноб.ру:
Вы уже перепостили вот этот текст с сайта The Washington Post - сборничек бытовых жалоб журналистов, приехавших в олимпийский Сочи? Ну, там, то в кране нет воды, то течет желтая [оказалось, фото взято из интернета, другой регион и 2013 год], в номера заходят бродячие собаки, а на ресепшн нет пола, зато есть портрет Путина? Возможно, вы видели в ленте удивительные образчики англоязычной продукции из Сочи: cakes in ass, language in the test, a gun in the tank? Хватались за голову: что же, целый город перестроить замахнулись, а на перевод денег не хватило, и теперь в заднице пироги, в танке пистолет, а в контрольной - язык?
Или, возможно, вы с замиранием сердца следили (я следил) за эпопеей с парными туалетами, про которые организаторы начали рефлекторно врать, отчего тема попала в ту же The Washington Post, The New York Times, The Guardian и разные другие важные СМИ?
У вас постоянно открыта на экране выдача по хэштегу #SochiProblems?
Тогда вам, наверное, кажется, что Россия опозорена еще до начала Олимпиады, а весь мир только и говорит о том, как в Сочи все погано, $50 млрд разграблены, а у русских самые кривые на свете руки.
Как ни странно, нет.
Вот самые «трендовые» ссылки в Твиттере. На момент написания этого текста три из них - про Сочи. Самая популярная - на весьма позитивный текст с сайта The Verge про то, как субтропический Сочи превратили в зимнюю страну чудес. Вторая - про удивительные машины Volkswagen, с очень большими колесами, сделанные специально к Олимпиаде. И только третья - сотая в общем списке - про недостроенные гостиницы, да и та не с washingtonpost.com.
В топ-100 ссылок на Фейсбуке (глобальном, не российском) есть первые два линка и нет третьего.
Единственный «трендовый» сочинский хэштэг в Твиттере - самый безобидный, #Sochi2014, хотя и по нему, конечно, имеются рассказы о страшных гостиницах и фотки сортиров.
Скоро начнутся соревнования, и журналисты займутся их освещением: про гостиницы больше ничего писать уже нельзя, будет выглядеть нытьем. А спортсмены - народ бодрый и оптимистичный до первого поражения - уже и сейчас склонны скорее восхищаться красотой увиденного, чем жаловаться на неудобства вроде слишком узких кроватей.
Во время больших спортивных соревнований стране не так-то просто опозориться на весь мир. Помню, как украинцы перед чемпионатом Европы по футболу 2012 года тоже опасались позора, массово репостили жалобы каких-то немецких журналистов на грубость таможенников и плохие дороги, плевались по поводу распила и недостроя (в Киеве некоторые гостиницы, затеянные к чемпионату, открыли через много месяцев после него). Гости, однако, были рады дешевому пиву и красивым женщинам. Шведские болельщики, отправленные, по сути, на пустырь посреди Труханова острова в Киеве, сами взялись за молотки и пилы, обустроились - и пировали, как умеют только викинги.
Путешественники, гости, туристы вообще многое прощают странам, в которые приезжают ненадолго. Экскурсия - это вам не эмиграция.
Вопреки расхожему представлению, бренд «Россия» и без всякой Олимпиады не так уж низко котируется. Компания Bloom Consulting, рейтингуя страновые бренды, учитывает показатели туристической экономики, то, насколько часто в интернете ищут достопримечательности и прочие сильные стороны страны, активность государства в привлечении туристов и имидж в соцсетях. В ее рэнкинге Россия - 30-я в мире и 13-я в Европе, впереди, к примеру, Чехии, Ирландии, Финляндии, Дании, Мальты.
А в рэнкинге национальных брендов Anholt-GfK, который учитывает привлекательность страны для иммигрантов и инвесторов, а также уровень образования, медицины, экономического развития, - Россия на 22 месте из 50 крупных стран, впереди большинства развивающихся, в том числе Китая и Индии.
Иными словами, Россия в восприятии иностранцев - крепкий середняк. Не помойка, но и не сияющий пример «как надо». Олимпиаду, когда она закончится, будут оценивать с поправкой на этот статус. Построили русские с нуля целый город в субтропиках - ну, понятно, что деньги украли, а кое-что сразу сломалось, так это ж и не Америка, а Россия. «Пирожные в заднице»? Ну так чего вы хотели от русских, они народ диковатый, но в целом приветливый. "Культ Путина"? Ну, бывали мы в Таиланде, там культ короля. Гомофобия? Арабы вон женщин в черную занавеску заворачивают с ног до головы, но мы и там бывали, небоскребы их видали да искусственные острова. Нефтяные страны, что с них взять.
Восприятие страны - штука неэластичная. Какие бы надежды ни возлагали в Кремле на госпропаганду, вряд ли она приносит ощутимый эффект. Канал Russia Today в Британии, к примеру, - 182-й по охвату аудитории среди 254 каналов, имеющих хоть какой-то охват, а в интернете, где у RT с виду отлично идут дела, публика смотрит не столько пропаганду, сколько смешные ролики про челябинский метеорит и журналиста-гея, который неожиданно отругал в эфире Путина и Госдуму. Едва ли миллиард просмотров на Ютьюбе, которым хвастается канал, хоть что-то изменил для бренда «Россия» - по крайней мере, в упомянутых рэнкингах никакого такого движения с момента его открытия не отмечено.
(процитировано частично)
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...