Александр Баунов пишет на Slon.ru:
Любимая русская забава не снежные горки (там побеждают скандинавы), а игра в мафию. Сначала одна половина закрывает глаза, а другая видит величественный праздник, посрамивший недругов России, а вот они враги вокруг: Запад, либералы, содомиты, кощунники, ополчившиеся на святую Русь, православную церковь, президента, великую Победу, нашу русскую Олимпиаду. Потом они зажмуриваются, и другая половина открывает глаза - и видит президента-вора, фашистов-попов, ментов-убийц, два унитаза в одном сортире, жалкое позорное зрелище на краденые деньги. Так и глядим по очереди. А чтобы открыть глаза и увидеть все, это редко бывает. А если кто увидел, тому сразу достается: почему не зажмурился вовремя.
С краденным под шумок Олимпиады все ясно. Ложечки надо вернуть. Чемоданчик был не их. Сумочка, шуба, часы с музыкой на цепочке - все чужое. Никакие разговоры, что и ложечки умело инвестированы, слушать не станем. Раскольников тоже хотел с пользой инвестировать средства, освоенные в результате бизнес-переговоров со старушкой. А мы не забыли и не простим, хотя сколько времени прошло.
Но в дискуссиях людей умственного труда вопрос об Олимпиаде вышел далеко за пределы разговора о воровстве. Зачем она вообще нужна, "зачем такой плакат, такой огромный лоскут, сколько бы вышло портянок для ребят, а каждый раздет, разут".
«Неужели эти миллиарды нельзя потратить на стариков, детей, бездомных, да просто повысить людям зарплату?» - спрашивают люди друг друга в фейсбуке. Ну давайте повысим. В России 71,5 млн работающих, на подготовку Олимпиады истрачено 1,5 трлн рублей в течение 6 лет, с 2008 года по 2014-й. Это прибавка 300 рублей в месяц.
И потом, что за советская власть минус электрификация в головах? То есть если вдруг не будет Олимпиады, инвестор с гендиректором повысят мне зарплату? Между зарплатой в частной компании и отменой бюджетного расхода какая связь? Государственный сектор - это только 25% занятости в России. Как мы представляем себе раздел между частными компаниями сочинских денег? Или будем повышать тем, которые в государственном, - служащим областных и районных администраций, министерств и ведомств, военным, полицейским, сотрудникам ФСБ, дипломатам? Так и знал, что нет.
Тогда давайте только пенсионерам. В России 40,5 млн пенсионеров. Делим сочинские 1,5 триллиона за шесть лет на них - 530 рублей в месяц. Не всякий пенсионер, конечно, откажется, но вот решить проблему бедности пенсионеров, как ее понимаем мы, то есть почему они у нас как сыр по миру не катаются, - не решит. А на 600 рублей им и так в этом году повысили. Сами же и стыдили, что так мало.
Тогда пустим эти деньги только на образование. Тут уже мог бы выйти толк. Консолидированный бюджет России на образование на своем пике в 2011 году - 2,1 трлн рублей. То есть шестилетние сочинские расходы - это три четверти расходов на образование за лучший год.
Русский профессионал-гуманитарий вроде как против патерналистского государства и за сознательных граждан с достоинством, а с другой стороны, священно верит в силу раздачи государственных денег.
Но это экономика. А моральная сторона вроде бы такая: нельзя не осуждать излишеств, пока вокруг столько страдания. Однако же в обычной жизни этого принципа мы сами придерживаемся крайне непоследовательно. Вся история человечества состоит из таких излишеств, и они нам очень нравятся. Великие соборы и дворцы Европы построены, когда большинство людей были крайне бедны. А у нас и Сан-Пьетро в Риме, и Сан-Марко в Венеции, и Айя-София в Царьграде, и Сикстинская капелла, и Станцы Рафаэля вместо обоев с лютиками, и Рублев в красном углу.
Удивительнее же всего то, что мыслям о бесполезности спорта и сопутствующих ему фестивалей, вопросом о том, зачем все это и не лучше ли отменить, а сэкономленное раздать нищим, задаемся мы, люди, занятые тысячей не самых необходимых для выживания и не всегда дешевых вещей: музыкой, кино, театром, дизайном, интернетом, телевидением, литературой, иностранными и древними языками, филологией, политикой, наукой, художеством, искусствоведением, музейным делом, фотографией.
И к кинопроизводству, и к театральному фестивалю, и к переводу античного или, напротив, новейшего текста можно предъявить те же претензии, что к Олимпиаде (даже проведенной, как мы уговорились в начале, без воровства). Все это можно объявить чрезмерной роскошью для наших скудных времен. Если спросить самих нуждающихся, они, пожалуй, так и скажут.
Константин Раянкс пишет на Slon.ru:
Одна из основных тем в обсуждениях Олимпиады в Сочи - это выбор места ее проведения. Он кажется совершенно волюнтаристским, глупым капризом, который не объясняется ничем, кроме странных личных предпочтений первого лица государства. Зимняя Олимпиада в субтропиках, под пальмами, на берегу теплого моря выглядит баснословно дорогим оксюмороном. Но если как следует разобраться в теме и оценить жизнеспособность альтернативных вариантов, то очень быстро выяснится, что при всех своих недостатках и сложностях Сочи - это, по сути, единственное место во всей огромной России, где действительно можно было провести зимние Олимпийские игры.
Что нужно для зимней Олимпиады? Нужен снег, нужен мороз, ну и еще нужны горы. Вроде бы всего этого в России навалом, и на российской территории трудно найти место, где бы не были развиты зимние виды спорта - ведь зимняя страна, чуть ли не самая зимняя во всем мире. Но - увы и ах - заснеженная Россия малопригодна для современного олимпийского зимнего спорта, в том числе на открытом воздухе. Взять, например, температуру. По международным правилам при температуре в самой холодной части лыжной трассы ниже -20°С соревнования отменяются.
Теперь посмотрим, какие стоят температуры по России во время нынешней Олимпиады. В Сочи температура воздуха 9 февраля поднялась на лыжно-биатлонной трассе до +5°С. В этот же день в Ханты-Мансийске температура была -26°С, в Новосибирске - от -27°С до -18°С, в Уфе - от -22°С до -19°С, в городе Чайковском в Пермском крае, где находится Федеральный центр по зимним видам спорта, - от -18°С до -14°С, и это еще в связи с потеплением. Я перечислил российские города, где находятся уже существующие лыжные центры. При +5°С снег на трассу можно подсыпать, его запасли сотни тысяч тонн, а вот как согреть атмосферу?
Зато вроде бы снега в России - завались. Да, его действительно много. Только дело в том, что далеко не каждый снег годится. Например, очень пушистый не годится. И очень холодный тоже: он теряет свои скользящие свойства и ведет себя подобно песку. При простом перемещении, может, и не так заметно, а вот бегунам и горным лыжникам эта «пудра» ни к чему.
Снег нужен специальный, «гранулированный». Это может быть хорошо вылежавшийся и утрамбованный снег или сделанный специальными пушками или морозильными машинами. В Сочи такого снега финны еще с апреля заготовили около 500 тысяч тонн и готовы его подкладывать по мере необходимости. Такой снег менее зависим от солнечных лучей и перепадов температуры, он образует устойчивую, качественную поверхность и не разобьется, после того как по нему проедет группа спортсменов.
Так что наличие снега давно уже перестало быть важным критерием при выборе места Олимпиады. И чем дальше развивается техника, тем сильнее уменьшается его значение. Гораздо важнее найти подходящие горы, которые просто так, где угодно не построишь.
Горные виды спорта весьма зрелищны, они дают картинку, а это важно для ТВ. Эти так называемые «альпийские виды спорта» нуждаются в рельефе, который даст возможность создать трассы с перепадом высоты до 1000 метров (скоростной спуск у мужчин). Для слалома достаточно перепада высот 600 метров. Склоны должны быть не только с определенным перепадом высот, но и определенной крутизны
Достаточно взглянуть на карту России и покопаться в справочниках, чтобы убедиться: кроме Кавказа на юге и Хибин на севере в европейской части России нет гор с подходящими параметрами. В Хибинах на горнолыжном курорте Большой Вудъявр перепад высот 550 метров, уральские лыжные центры недотягивают и до 500 метров, а алтайские, к сожалению, - до требований скоростного спуска. Но даже если бы где-нибудь в России нашли гору с нужным перепадом высот, ничего все равно бы не вышло.
Зимние игры немыслимы без хоккея, фигурного катания и конькобежного спорта. А для них нужны свои площадки. И вот какая сложность: если льду нужен холод, то зрители хотят сидеть в уюте и тепле, а не трястись в шубах. А для этого нужна электроэнергия, много электроэнергии.
Каждый вид спорта нуждается в своем стадионе. Мало того что каждому виду спорта нужны свои размеры площадки - ему нужен свой лед. В зависимости от состава воды он будет иметь различные физические свойства. Фигуристам нужен упругий лед, конькобежцам - твердый на прямых участках и вязкий на виражах. Ну а хоккеистам - высокопластичный. Эпоха универсальных коробок закончилась. Это я еще не упомянул про керлинг, который набирает популярность в Европе и России. Керлингу тоже нужен свой, особый лед.
В итоге получается, что где бы вы ни собрались проводить зимние Олимпийские игры - без пяти стадионов вам просто не обойтись. И все они потребуют электричества, дополнительной транспортной инфраструктуры и еще много чего, в том числе зрителей. Когда Игры закончатся, эти циклопические сооружения может спасти только публика, которая должна откуда-то взяться. Проблем гораздо меньше, если рядом большие города. Или курорты вроде Сочи, куда люди и так едут. Тем более что такие арены могут растянуть продолжительность сезонов. А вот что делать в Хибинах или на Алтае? Так где нужно было устраивать зимнюю Олимпиаду?
Разумеется, одно из самых лучших мест на планете для зимних Олимпиад - это Альпы. Тут есть все: горы, снег, нужные температуры и прекрасная, веками создаваемая инфраструктура. Все отполировано до мелочей. Но можно ли остаться на веки вечные в этом альпийском раю?
(процтировано частично)
МАТЕРИАЛЫ НА ТЕМУ:
Журналисты США: Освещающая Россию пресса деградировала
Олимпийский чемпион считает игры в Сочи фантастическими
Если бы Олимпиада проходила в США
В США вырезали из Сочи-2014 весь позитив про Россию
Кто заказал и оплатил антипиар Сочи-2014
МОК разоблачил стоимость Сочи-2014
Сочи-2014: Неутешительные 'итоги'