Наши
сообщества

Битва за выживание школы

Просмотров

"Русский Репортер" пишет:

Реформа школы расколола работников образования на два враждующих лагеря - чиновников-управленцев, эти самые реформы осуществляющих, и учителей, вынужденных им подчиняться...

Тему конференции можно передать двумя словами, которые сейчас звучат чуть ли не в каждой учительской: «Долой реформы!» Имеются в виду нововведения, исходящие одновременно от федеральных и московских властей. Эти реформы кажутся неуклюжими, непонятными и зачастую противоречащими друг другу. Среди главных объектов критики - новая система оплаты труда, при которой «учителям будет гарантирована только базовая часть зарплаты (60%), а стимулирующие добавки пойдут на поддержку "лучших" учителей». И педагоги, и родители уверены, что подушевое финансирование приведет к тому, что школам придется вводить платные услуги.

Не меньшее беспокойство вызывают попытки московских властей «оптимизировать» малокомплектные школы - учебные заведения, где учится меньше 500 человек. В эту категорию попадает большинство школ для одаренных детей, где работают по специальным программам. «Оптимизация» предполагает объединение с какой-нибудь районной школой и сокращение финансирования до «районного» уровня.

- Не надо думать, что если начальство решило, то это раз и навсегда, - воодушевленно продолжает Луховицкий. - Видно, что, как только общественность начинает говорить всерьез, департамент отступает. Вспомните ситуацию с «Лицеем на Донской»: если бы родители не подняли шум, не исключено, что лицей объединили бы с общеобразовательной школой.

Женщина лет тридцати пяти поднимает руку - хочет выступить.

- Я представляю школу надом­ного обучения «Поддержка», - сбивающимся голосом начинает она, как только ей дают слово. - Нашу школу хотят преобразовать в так называемую i-школу. То есть дневную школу для детей-инвалидов и детей с серьезными заболеваниями хотят перевести на дистанционное обучение. Нас это не устраивает. Эта школа не только дает детям образование, но и помогает им социализироваться...

- Сделайте копии лицензий, аккредитации, а то они могут исчезнуть в любой момент, - вполне серьезно советует кто-то из зала. - Бывает, что документы горят, теряются. И готовьтесь, собирайте активных родителей - вы должны бороться за своих детей.

- Уже объявлено, что снимаются все надбавки за гимназии, за экспериментальные площадки, - берет слово высокий кудрявый мужчина - Сергей Пригоров, учитель истории.

- Кто-нибудь документы видел? - спрашивают его из зала.

- Их, естественно, нет, - разводит руками Сергей. - Я знаю несколько школ, где директора объявили о сокращении учебных часов и предложили учителям искать новое место работы. В одной из школ, где я работал, из ста учителей планируется уволить человек пятнадцать-двадцать. Думаю, эта волна сейчас пойдет по многим школам.

Волна уже пошла, и не только по школам. В еще худшем положении оказался Московский дворец детского творчества на Воробьевых горах: его директора сняли «по собственному желанию», никаких внятных объяснений коллективу не дали. Зато в блогах уже вовсю пишут, что дворец отдают под школу художественной гимнастики Ирины Винер.

Мы постарались получить комментарий в Департаменте образования Москвы.

- У нас есть полномочия прокомментировать, но все должно быть официально. Информация по дворцу не то чтобы закрытая, но предоставлять вам ее по телефону мы не будем. Пишите официальный запрос, - потребовал некто Андрей Васильевич из отдела дополнительного образования, отказавшийся назвать свою фамилию.

Создается ощущение, что реформа образования происходит сама по себе: без ведома департамента снимаются надбавки, увольняются пенсионеры, закрываются и преобразуются школы. Так, например, школу имени Ролана Быкова по-тихому пытаются слить с другой общеобра­зовательной школой в том же районе. Уже сорван прием первоклассников, отстранен от должности директор - исполняющим его обязанности назначен директор как раз той школы, с которой собираются слить Быковскую. Учителя подобные преобразования иначе как «рейдерским захватом» не называют.

Когда общественность уж слишком возмущается, чиновники выступают с громким опровержением: их, мол, не так поняли. Поймать же их на вранье практически невозможно - письменные распоряжения никто в глаза не видел.

- Идет психологическое давление на учителя, - разъясняет собравшимся Луховицкий. - О чем это говорит? Директора учителей берут на пушку. И вместо того чтобы сказать: «Я не буду писать это заявление», запуганный педагог пишет и уходит из школы.

По рукам начинают ходить диски «Как защитить свои трудовые права? Рекомендации для учителей».

Демидов показывает мне письмо из Департамента образования Москвы - на просьбу профсоюза «Учитель» встретиться и обсудить наболевшие вопросы чиновники ответили: «Да, конечно, звоните по такому-то телефону». Готовность к диалогу, конечно, радует. Только по указанному номеру никто не берет трубку уже чуть ли не месяц.

В итоге собравшиеся приходят к довольно жесткому решению - потребовать от московского департамента и Министерства образования заморозить школьную реформу. До выяснения ее эффектов.

- Это лишь первые шаги нашего профсоюза, - уже после того, как все разошлись, говорит мне Луховицкий. - Сейчас мы планируем писать официальные письма, устраивать митинги - все в рамках закона. Если реакции не последует, к зиме, вполне возможно, начнем забастовку.

(процитировано частично)

МАТЕРИАЛЫ НА ТЕМУ:

Разоблачение провокации: Образование не будет платным!

Год за годом российские школьники тупеют

"Школота! Будь уродом, ломай систему"

Новый образовательный стандарт - мифы и реальность

Крик души простого учителя

Конец российскому образованию уже наступил

Российские школьники гораздо тупее советских

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы